01.02.2011 | 12:36

Владимир Мартынов: в поисках мировой гармонии

«Визуальные партитуры» Владимира Мартынова. В Государственном центре современного искусства открылась выставка, приуроченная к предстоящему юбилею композитора. 20 февраля ему исполнится 65 лет. Автор книги «Конец времени композиторов» признан одним из самых ярких и значительных композиторов современности. Мастер находится в плодотворном диалоге с другими видами искусств, и потому в экспозиции его визуально-акустические инсталляции хорошо сочетаются с проектами коллег-композиторов и современных художников. Рассказывают «Новости культуры».

Шаткое равновесие жизни или ее гармония. Арт-инсталляция Сергея Катрана, созданная из стульев, шахматных фигур и теннисных мячей, носит название «Числа Фибоначчи» – в честь знаменитого математика времен Средневековья.

«Ряд Фибоначчи имеет прямое отношение к "золотому сечению". Это соотношение является идеальным для глаза. Грубо говоря, это осовремененная версия», – поясняет художник Сергей Катран.

Мяч как символ физического тела, шахматные фигуры – интеллекта. Самое шаткое положение – у короля. Инсталляцию сопровождает музыка. Конечно, Владимира Мартынова.

«Это композиторы, которым тесно в пределах акустики, и они переходят в визуальность. Создают особое пространство, где звук соединяется с образом», – говорит куратор выставки Виталий Пацюков.

Сам юбиляр в этот вечер тоже стал частью центральной инсталляции. Создатель этого арт-объекта Владимир Смоляр назвал свое творение просто: «Мартынов, композитор».

В честь Владимира Мартынова художник Александр Панкин создал картину. Геометрические фигуры, математические формулы – мастер пытался раскрыть «Геометрию имени» композитора-минималиста.

«Здесь открываются некоторые секреты звука чисел, связанные с моим именем. Я над этим не задумывался. Сейчас вычислил очень интересные закономерности, над которыми мне предстоит поразмыслить как следует», – замечает Мартынов.

Сам Мартынов на этой выставке представляет грандиозный проект. Он переписал «Войну и мир» Льва Толстого, оставив от первоисточника лишь два главных слова.

«Если мы знаем вот эту модульную систему – война и мир, другого ничего уже не нужно знать. Просто надо в разных комбинациях соединять слова, и мы получаем что-то вроде квадрата Малевича», – объясняет автор.

В его творчестве давно сплелись математика, музыка, визуальный образ, философия. Владимира Мартынова кто-то называет «антикомпозиором», кто-то – «антихудожником». Это не мешает ему искать свою гармонию мира.

Читайте также:
«Визуальные партитуры» Владимира Мартынова