02.04.2016 | 19:00

Андрей Кончаловский поставил рок-оперу по роману Достоевского

Рок-опера «Преступление и наказание» в постановке Андрея Кончаловского уже публику собрала немалую, критику довольно неровную, реакцию очень активную. Тот факт, что от появления замысла и первых набросков до окончательного воплощения прошло четыре десятка лет, позволяет предположить, что продумана каждая деталь. А вопрос, можно ли Достоевского вот так вот в столичный Театр мюзикла отправить, уже и не стоит.

Наверное, литературный текст можно перекроить на песенный манер, если смысл того, что спето, не искажает смысла того, что было написано. Если то, что персонажи поют и пританцовывают, не снижает драматизма происходящего. Если современные реквизит и декорации всего лишь указывают зрителю на то, что происходящее ему стоит принять на свой счёт. На этой неделе состоялась официальная премьера рок-оперы «Преступление и наказание».

Эту постановку Андрей Кончаловский задумал в 1979-м. Долго ждал от Эдуарда Артемьева музыку. 10 лет назад вышел диск с трехчасовой оперой. Стало понятно: сложнейшая, многослойная партитура, рассчитанная на большой симфонический оркестр, – не для поклонников мюзикла. Путь к этой премьере – это поиск компромиссов, сокращений, бесконечной переработки либретто.

На сцене 60 человек – столько же трудятся за ней. Масштабные декорации заказывали в Лондоне: они с модным нынче мэпингом – сложными проекциями. Позади и многоэтапный кастинг артистов. Только на Сонечку Мармеладову пробовалось полторы тысячи девушек.

Какие только эпохи не столкнулись в рок-опере «Преступление и наказание». Крестьянские телеги, гармошки и корзинки с бубликами – это только начало. На сцене уже висят портреты Ленина и Че Гевары, а в конце мы увидим спецназовцев и автозаки.

Но создатели говорят, скорей, о безвременье и намеренном смешении стилей и жанров. За каждую линию из романа Достоевского отвечает своя музыкальная тема. Смешались в кучу рок, оперные арии, фолк, рэп и романсы.

«Среда, где трагическое сочетается с комическим, даже с сарказмом. Достоевский это делает прекрасно. Чехов еще лучше. Поэтому полижанровость музыкальная в этой вещи очень важна. Это музыка и улицы, и консерватории», - говорит Андрей Кончаловский.

Раскольников здесь не нищий студент, а рок-певец, который, как и литературный прототип, желает убить старуху-процентщицу. Оказалось, монологи Родиона Романовича о «тварях дрожащих и право имеющих» ритмически идеально ложатся на рэп.

Создатели подчеркивают трагическую философию постановки. Мол, остро и болезненно звучат здесь вечные темы: добро и зло, насилие и прощение, преступление и наказание.

Хочется забыть на время о Фёдоре Михайловиче и просто наслаждаться музыкой и шоу. Но не получается...

Новости культуры