10.04.2016 | 16:14

Календарь. 10 апреля 2016 года

С юных лет в его жизни произошла цепь трагических событий, и смерть то забирала близких ему людей, то принималась манить и его к себе. В 10 лет он пытался покончить жизнь самоубийством на могиле матери.
Однако, пережив все ужасные катаклизмы первой половины ХХ века, мирно скончался в собственной постели в возрасте 82-х лет.
Творчество стало для него лекарством от болезненных переживаний. Мотивы обреченности, страх перед грядущими событиями – темы, благодаря которым он снискал мировую известность.
10 апреля 1877 года родился Альфред Кубин. Выдающийся художник, график, один из соучредителей «Нового мюнхенского художественного объединения», ставшего предшественником «Синего всадника», создатель иллюстраций к 60 книгам, среди который произведения Достоевского и Эдгара По.
«В его работах получает особое отражение закат старой Австрии, – писал Эрнст Юнгер, – Здесь слышится тиканье часов смерти, и все вокруг медленно покрывается плесенью, все вокруг уже тронуто молью. Смерть входит в комнаты горожан, касается своими пальцами суконных и бархатных одежд, снимает со стены пожелтевшую фотографию, заглядывает в запыленные салоны глазами кёльнера, равнодушно заносящего в счет все выпитое и съеденное во время бессмысленной оргии…»
Альфред Кубин 1877 – 1959

Она начала писать, чтобы побороть депрессию, и под именем Хелен Фергюсон опубликовала шесть реалистических романов, имеющих мало общего с писателем Анной Каван, которую теперь называют «английской сестрой Кафки».
Анна Каван – имя героини романа Хелен Фергюсон «Оставь меня в покое»: возможно, единственный случай, когда псевдонимом автора становится имя его персонажа. Эта хрупкая, маленькая, несчастливая женщина писала без издательских авансов, только для себя. Известность пришла к ней незадолго до смерти.
Анна Каван родилась в этот день, 115 лет назад.
Она считала, что писатель должен говорить на языке подсознания, «ночном языке», исследовать топологию сна. Социальное ее не интересовало, у ее героев нет прошлого, нет профессии. В лучших произведениях Каван ничто не имеет значения, кроме атмосферы катастрофы.
Поэт Джереми Рид писал: «Ее усердие воплотилось в великолепие ее прозы – Анна просто неспособна была плохо выстроить фразу. Ее книги – замечательные литературные здания, для постройки которых требуется время, тяжелый труд, безжалостная дисциплина и экстраординарный талант. Ее тексты все-таки темны как затмение, а не как ночь».
Анна Каван 1901 – 1968

Этот роман был воспринят как манифест поколения выживших в аду Первой мировой войны, хотя в его тексте нет ни одного прямого упоминания о катастрофе, которая радикально изменила историю.
Странное смешение сатиры, бурлеска, фантазии и мелодрамы, в которой реальность не более чем калейдоскоп бессвязных фрагментов, а соприкосновение с нею всегда чревато болью.
Книга о вечном опоздании сегодняшнего дня, зажатого между романтической «памятью о прошлом и романтическим обещанием будущего, которое постоянно брезжит перед нами».
Квинтэссенция «века джаза», недолговечной праздничности, которая питалась безошибочным предчувствием скорого конца послевоенной эпохи.
10 апреля 1925 года вышел в свет роман Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби».
Гертруда Стайн говорила об авторе: «Он создал новое поколение. Поколение, которое я называю “потерянным”».
Великий Гэтсби 1925