30.03.2016 | 20:00

Живописный шедевр Николо ди Пьетро спасают в Пушкинском музее

Уникальная операция по спасению «Мадонны» завершается в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Реставраторы возвращают к жизни живописный шедевр итальянского мастера Николо ди Пьетро, созданный на рубеже XIV – XV веков. 

В реставрационную мастерскую Пушкинского музея картина венецианского художника «Мадонна-Млекопитательница» попала в критическом состоянии – вздутия живописи, шелушения и другие признаки беды. Когда в мастерской сняли раму, стало понятно, что причиной всему – тополиная доска, на которой написана картина. В XIX веке во время предыдущей реставрации, пытаясь устранить последствия жизнедеятельности жука точильщика, реставраторы стесали доску до толщины, местами не превышающей двух миллиметров, что со временем и привело к печальным последствиям. Для того, чтобы и дальше безопасно экспонировать произведение, в Пушкинском музее решили прибегнуть к опыту английских реставраторов. Была разработана довольно простая гибкая поддерживающая система, широко применяемая в европейских музеях.

«Она как бы фиксирует внутри ее рамы, но при этом не создает каких-то напряжений в самой структуре древесины. Она ее не жестко фиксирует, позволяет двигаться и дышать, если будет какое-то движение, но при этом не будет разрывов», – рассказала художник-реставратор Марина Скутте.

Справедливости ради стоит отметить, что до такого плачевного состояния это произведение, созданное на рубеже XIV – XV веков, было доведено задолго до того, как оказалось в Пушкинском музее. Вероятно, жук точильщик поработал в первую сотню лет, говорят специалисты, хорошо знакомые с главными музейными вредителями. То есть жук был итальянский, уточняет хранитель картины Виктория Маркова, а вот в целом условия хранения в России, по сравнению с превосходным итальянским климатом, конечно, оставляют желать лучшего.

«Итальянцы писали столь хорошо с технологической точки зрения, что сами по себе произведения, если их не трогать, не перевозить, живут в прекрасной сохранности. Но дело в том, что в какой-то момент итальянская живопись становится предметом собирательства по всему миру, и их перевозят, и помещают в среду, которая им противопоказана», – пояснила ведущий научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина Виктория Маркова.

Это произведение итальянской живописи оказалось в России сначала в собрании графов Шуваловых, а затем в 1924 году было передано из Шуваловского дворца в Петербурге в Пушкинский музей в Москву. Кстати, первоначально считалось, что картину написал неаполитанский художник Роберто Одеризи, однако позже произведение было атрибутировано как работа известного венецианского мастера Николо ди Пьетро.  

Новости культуры