29.03.2016 | 15:45

Премьера. Исторические путешествия Ивана Толстого. "Погоня за "Доктором Живаго"

С 4 апреля в вечернем эфире телеканала «Россия К» – премьера программы «Погоня за «Доктором Живаго» из цикла «Исторические путешествия Ивана Толстого».

Журналист и писатель Иван Толстой – уникальный исследователь отечественных и зарубежных архивов, удивительный знаток русской культуры и блистательный рассказчик. На этот раз в рамках своей авторской программы «Исторические путешествия Ивана Толстого» он предлагает зрителям окунуться в исторические события, объединенные темой «Погоня за «Доктором Живаго». Иван Толстой проводит настоящее исследование написания и публикации романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго», ставшего вершиной творчества писателя. В процессе работы открываются многие тайны и настоящие детективные сюжеты – от идеологических баталий вокруг книги до спецопераций крупнейших разведок мира.

«Я не просто родился в один год с "Доктором Живаго", но в каком-то смысле крещен этой книгой, – рассказывает автор и ведущий Иван Толстой. – В 1958 году мой папа вернулся со Всемирной выставки в Брюсселе, где всем советским туристам-посетителям бесплатно раздавали издание "Доктора Живаго" на русском языке. Получил экземпляр и мой отец. Правда, из дома роман очень быстро исчез, это тогда называлось "зачитать книгу". Но еще подростком я знал, что она у нас когда-то была, и вернуть ее в семью, разумеется, другой экземпляр стало моей идеей фикс. По мере розысков я открывал для себя в романе тайну за тайной, причем, тайны не просто художественные или литературоведческие. Мне открылся целый издательский детектив».

Роман «Доктор Живаго», над которым Борис Пастернак трудился в течение 10 лет, увидел свет 23 ноября 1957 года. Но не в СССР, как мечтал писатель, а в Милане в издательстве Джанджакомо Фельтринелли. Его успех на Западе превзошел все ожидания – он мгновенно стал бестселлером, его перевели на 18 языков, за первые полгода он был переиздан несколько раз, и только на родине книга ходила по рукам в самиздатовских копиях. В 1958 году Пастернаку присудили Нобелевскую премию, и на родине началась травля. Его исключили из Союза писателей, назвав «жалким отщепенцем», а «Доктора Живаго» – «убогим копеечным сочинением и дурно пахнущей мерзостью», хотя роман почти никто не читал! Зато вся страна узнала, что Пастернак – «озлобленный обыватель», что его роман – «политический пасквиль», а присуждение ему премии – «враждебная провокационная акция, направленная на разжигание холодной войны». Советские трудящиеся требовали выгнать писателя, совершившего преступление перед родиной, из страны. Уже после смерти Бориса Пастернака Никита Хрущев все-таки прочитал «Доктора Живаго», и не нашел там ничего антисоветского. Но в СССР роман был официально опубликован лишь в 1988 году. Сегодня «Доктор Живаго» переиздан в России более 60 раз, в том числе и в формате аудиокниги, роман несколько раз экранизировали и переносили на театральную сцену.

«Далеко не все принимают роман Пастернака, – считает Иван Толстой. – Из многочисленных читательских анкет, заполненных за последние четверть века, видно, что многие считают "Доктора Живаго" самой переоцененной книгой XX века. Еще при жизни автора его друзья и знакомые, которым довелось прочитать роман в рукописи, разделились на две части, одни его принимали, другие – нет. Мы не будем спорить, хорошая это книга или не очень. Важно другое. Еще Пушкин говорил, что проза в отличие от поэзии требует мысли. Следя за мыслями Бориса Леонидовича, мы постараемся понять, что же в этой книге привело и к грандиозному скандалу, и к невероятному признанию».

1-я серия. «Миф о небожителе» (4 апреля, 22:10). Пастернака в России любят называть небожителем. Откуда появилось это слово? Говорят, что его пустил в оборот сам товарищ Сталин. Был ли Пастернак в самом деле небожителем? Как объяснить, что он не только не был уничтожен сталинскими репрессиями, но наоборот, часто выходил на первый план официального писательского процесса? И как ему при этом удалось не запятнать свое имя в политических и идеологических чистках того времени?

2-я серия. «Корни Живаго» (5 апреля, 22:10). «Доктор Живаго» наполнен не только жизнью, судьбой и мыслями самого Пастернака, но и духом эпохи, современником которой он был. Там можно найти некоторые повороты, суждения, целые страницы, как будто переписанные у писателей конца XIX – начала XX века. И если евангельская линия, связанная со Львом Толстым, довольно наглядна, то тема антихриста и возможная перекличка со знаменитым романом Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» – никем еще не рассматривалась и не аргументировалась.

3-я серия. «Вы пригласили меня на казнь» (6 апреля, 22:10). В 1956 году Пастернак передал рукопись романа итальянскому издателю – коммунисту Джанджакомо Фельтринелли. Понимал ли писатель, что напечатать роман в «Новом мире» ему не удастся или просто поддался на уговоры идеологически безопасных людей – неизвестно. Но, несомненно, он и не мог себе представить, какая борьба развернется вокруг этой рукописи.

4-я серия. «На Голгофе» (7 апреля, 22:10). Борис Пастернак неоднократно выдвигался кандидатом на получение Нобелевской премии по литературе – в 1947, 1948, 1949, 1950 и 1957 годах. И только роман «Доктор Живаго» стал завершающим аргументом, который в 1958 году убедил Нобелевский комитет в правильности выбора. Как на самом деле происходило выдвижение романа на премию? О документах Нобелевского комитета, рассекреченных спустя пятьдесят лет и один день, о том, как Пастернак отказался от премии и какой эффект моды на все русское в мире произвел его роман, – речь в программе.

Пресс-служба телеканала "Россия К"