25.03.2016 | 10:34

На Новой сцене Театра Вахтангова этим вечером прогремит "Гроза"

На Новой сцене Театра Вахтангова этим вечером прогремит «Гроза». Молодой режиссёр Уланбек Баялиев, ученик Сергея Женовача, задался вопросом - можно ли классическое сочинение Островского поставить так, чтобы избежать архаичных метафор про «луч света в тёмном царстве». Этой идеей он заразил и художественного руководителя театра Римаса Туминаса, и всю труппу. 

В этой «Грозе» – все по Островскому, но совсем не так, как учат в школе. Здесь нет темного царства, свет не противопоставляется тьме. В волжском городе Калинове каждый человек – сгусток боли. Катерина – молодая замужняя женщина, впервые испытала сильное чувство. Она – не светлее и не лучше других – просто чужая в Калинове. Ищет свободы, ищет любви – по сердцу, не по правилам. Но и ее антагонисты – свекровь Кабанова – в исполнении Ольги Тумайкиной, которую здесь никто не зовет Кабанихой, авторитетный купец Дикой – никакие не повелители темного царства. Просто люди, одинокие и не очень счастливые.

«Попытались сделать эту историю именно о людях, которые любят, любили в прошлом, влюблены сейчас. И что с ними может происходить, какие трудности мир предлагает им», - объясняет режиссер Уланбек Баялиев.

Идея ставить именно Островского возникла из дружбы Уланбека Баялиева с актерами Театра Вахтангова.

«Ехали мы кататься на сноуборде и разговаривали об искусстве – конечно, о чем еще разговаривать. И пришла такая идея, что-то сделать, что будет нам как-то дорого. Чтобы мы смогли подписаться под тем, что мы сделаем. Вот так легко, непринужденно мы выбрали Островского», - отмечает актриса Евгения Крегжде.

Катерина Крегжде спорит вовсе не с Кабановой – спорит с собой. Не религиозный страх движет ею – обычная человеческая совесть. Обрушившиеся на нее чувства ставят под угрозу ее мир,– уйти из него она решает не в безумии отчаяния, но по трезвому размышлению. Другого выхода не видит. Потому и финал спектакля – не картинный, не пафосный.

«Спасибо Александру Николаевичу, который написал таким образом, что мой оппонент -Катерина – автономно принимает решение уйти из жизни. И мой персонаж, об этом может быть никому не будет известно, но я сейчас об этом скажу – знаете, ночью или по раннему утру, долгое время будет ей очень признателен и благодарен, за то, что она освободила. А какой выход? Я не вижу никакого выхода в этой связи», - размышляет заслуженная актриса России Ольга Тумайкина.

Римас Туминас рад не только дебюту в Вахтанговском режиссера Уланбека Баялиева, но и тому, что в «Грозе» впервые использованы все технические возможности Новой сцены театра, открывшейся в октябре прошлого года. Его радость разделяет композитор спектакля Фаустас Латенас.

«Используется другой технический принцип музыкального озвучания, это практически получается как в кино – surround. Это впервые! Я хотел просто проверить, правда ли это здесь сделали или только говорят, что тут у нас все самое новое», - говорит композитор Фаустас Латенас.

Мелодии Фаустаса Латенаса как отражение движений души Катерины. И музыка, и спектакль получились про любовь, живущую в сердце каждого.

 Новости культуры