26.03.2016 | 17:40

Интервью с арт-директором Музея Анатолия Зверева Полиной Лобачевской

Анатолий Зверев заявил однажды, что всякий художник должен выбирать, быть ему современным, или своевременным. Возможно, он просто играл словами, сам он ничего такого не выбирал, он просто писал картины, в основном портреты, в основном на бумаге, писал налево и направо, в подарок, за еду, за жилье, просто так, их многие тысячи, и они разлетелись по миру так, что всего не собрать. Но московский музей АЗ, названный по инициалам художника, собрал коллекцию, которую невозможно показать всю, целиком, слишком большая. Так что, выставляются картины серийно. На днях там открылась экспозиция «Красавицы столетий», - третья в этом «изосериале», за которой последует множество других.

Нынешняя – особенная. Представлено то, что прославило Зверева больше прочего – женские портреты. Для названия выбрана пара слов из стихотворения Беллы Ахмадулиной – «Я вас люблю, красавицы столетий». На выставке всего пятьдесят пять портретов, и в каждом отчетливо видна свойственная Звереву высокохудожественная торопливость, моментально переданное изящество, кажущаяся незавершенность, обманчивая небрежность. Он никогда не добивался сходства. Мало того, когда он разом писал несколько портретов одной модели, ни один не был похож на другой. Бесконечность версий и высокая скорость их создания – Зверев ценил это и у других художников, включая великих, которым посвятил большую часть своего шутливого стихотворного трактата. Вот, к примеру, строчки про Пабло Пикассо: «Широкая натура, прекрасные глаза. Рисует, пишет штурмом целые воза».

Зверев считал, что надо писать картины быстро, когда работаешь медленно, появляется риск ошибиться. Зверев учил ловить мгновение. Зверев считал, что назавтра художник становится другим, то же происходит и с натурой. Да, у Зверева  были принципы и взгляды, приемы и методы в искусстве. Другое дело, что он не держал их постоянно наготове, чтобы в любой момент применить. Он был спонтанен. И вряд ли музей или его регулярные выставочные проекты, как нынешний женский, смогут воссоздать полный и точный портрет самого художника. Но погрузить в мир его творчества могут вполне. За это ручается арт-директор Музея Анатолия Зверева Полина Лобачевская, которую Зверев часто писал, ее портреты есть на нынешней выставке. 

Интервью с куратором выставки Полиной Лобачевской смотрите в нашем видеосюжете.

Новости культуры

Читайте также:
Женские портреты Анатолия Зверева собраны на выставке "Красавицы столетий"