25.03.2016 | 12:11

На выставке "Красавицы столетий" представлены работы кисти Анатолия Зверева

«Этот художник один прошел весь путь нашей западной живописи от раннего Пикассо до наших дней», - писал об Анатолии Звереве Жан Кокто. А Роберт Фальк был уверен, что живописцы такого калибра рождаются только раз в столетие. Зверев любил портреты, работал много, быстро, писал размашисто. В Музее Анатолия Зверева открылась выставка «Красавицы столетий».

«Садись, детуля, я тебя увековечу», - с этой неизменной фразы Анатолий Зверев начинал работу над портретами. На протяжении всего действа художник вовлекал свою модель в разговор – замершие лица ему были не нужны.

«Живых рисовал, и живые остались. В этом вся история. В этом его гений. Взгляд его был очень проницательным, как правило, добрым. Он никогда не хотел обидеть женщину. Он всегда находил в ней самые лучшие черты. Те черты вечной женственности, которые воспеты в великих женских портретах. Он следовал этой традиции», - говорит куратор проекта, арт-директор Музея Анатолия Зверева Полина Лобачевская.

Женские образы – особый пласт творчества Зверева. Их он писал больше всего. Каждую героиню видел по-своему, иногда даже пророчил - семилетнюю девочку мог изобразить высокомерной взрослой дамой.

На выставке в музее – 55 женских портретов. Алика Костаки – дочь греческого коллекционера – первая любовь Зверева. На выставке 12 картин из ее личной коллекции.

«Как она рассказывает, за один вечер им было написано 58 ее портретов - один лучше другого. Вы, наверное, видели портрет, который называется «Саския». Ее портрет, и он выглядывает из-за плеча. Это единственный в его творчестве автопортрет с его музой», - отмечает главный хранитель Музея Анатолия Зверева, координатор проекта Наталья Волкова.

Еще одна муза художника - Оксана Асеева – вдова поэта Николая Асеева. Она была на 40 лет старше Зверева. Об их союзе слагали легенды.

«Портреты, собранные на этой выставки, - шедевры, уникальны каждый по-своему. Но главная интрига этой выставки в том, что мы предлагаем рассматривать женские портреты Анатолия Зверева вместе с портретами женщин, которые имеют мировую известность, таких художников, как Врубель, Ренуар, Пикассо, Ван Гог», -рассказывает генеральный директор Музея Анатолия Зверева Наталия Опалева. 

В музее представлена как живопись, так и графика. Графичные «Мгновения» действительно создавались художником за десятки секунд. Зверев никогда не оставлял работу на потом – завтра и он, и модель уже будут другими.

Анатолий Зверев писал мгновенно, считал, что, если работать медленно, можно ошибиться. Писал на всём и всем: пальцами, сигаретным пеплом, веником. В одной из представленных на выставке работ использованы даже кунжутные семечки. Когда же заказчица получала работу и восклицала: «Это не я!», художник отвечал: «Если тебя пишу я, значит – это ты!»

Анатолий Зверев не терпел никаких оков, он даже рубашки носил швом наружу, чтобы не жали. Творил размашисто, свободно и всегда давал свободу зрителю, чтобы тот в ярких мазках и изломанных линиях зверевских картин узнавал свои образы.

Новости культуры