02.02.2011 | 12:26

Актуальные вопросы важнейшего из искусств на высшем уровне

Проблемы и перспективы российского кино – такова тема второго заседания Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии. Оно проходило минувшим вечером в Госфильмофонде, в Белых столбах. Заседание провел премьер-министр России Владимир Путин, который является председателем этого Совета. На повестке дня были: отчет о первом годе работы Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии, экономические аспекты развития кинопроизводства в России, меры по поддержке производства российских фильмов для детей и юношества, вопросы обеспечения образования в области кинематографии, а также основные направления деятельности Госфильмофонда России. Рассказывают «Новости культуры».

В Белых столбах перед заседанием Совета по развитию отечественной кинематографии Владимир Путин осмотрел новый многоэтажный производственно-административный корпус Госфильмофонда, оснащенный по последнему слову техники. Коллекция Госфильмофонда непрерывно пополняется и является одной из крупнейших в мире. Премьер-министру устроили экскурсию – рассказали историю создания уникального кинохранилища, в котором храниться около шестидесяти тысяч фильмов и который занесен в Книгу рекордов Гиннеса. Показали, как восстанавливают и оцифровывают старые архивные пленки. 

Без инноваций сегодня нельзя. Об этом говорили и на самом заседании с участием элиты отечественного кинематографа. За круглым столом собрались главы профильных министерств и ведомств, председатель Союза кинематографистов России – Никита Михалков и другие известные режиссеры и продюсеры. Среди вопросов – экономические аспекты развития кинопроизводства в стране, на поддержку которого выделено более четырех миллиардов рублей. 

«Киноиндустрия – это, безусловно мощный бизнес. Но это еще и великое искусство, и это убедительно доказывают лидеры мирового кино, которые снимают захватывающие по содержанию, профессионально сделанные ленты. Это подтверждает статистика, согласно которой, например, в 2010 году из вышедших на широкий экран 338 фильмов лишь 69 – отечественные. И это произошло не только из-за того, что их мало снимали, а потому что кинопрокатные компании отказывались связываться с заведомо убыточными и скучными картинами», – подчеркнул премьер-министр.

Среди других острых вопросов – проблема проката нового российского кино. По статистике, в 137 городах России – 2246 кинотеатров. Притом, что в стране больше тысячи городов, и если открыть еще столько же кинотеатров, то этого все равно будет  мало.

«Кино, по своей сути, это намного больше, чем просто развлечение, и мы хорошо это понимаем. Это значительный ресурс образования, общения, формирования личности. Учитывая его неизменную популярность особенно в молодежной среде, этот ресурс должен использоваться в полной мере», – добавил Путин.

Ложка дегтя в бюджете 2011 года тоже есть. Финансирование авторского кино, которое в 2010 году принесло стране престижные международные награды, в этом году будет сокращено.

«Авторское кино – наше достояние. Авторское кино финансирует министерство, и денег на него становится все меньше. Так сложилось, что в этом году денег нам дали на триста миллионов меньше», – сетует министр культуры Александр Авдеев.

«Нас все критикуют, что мы помогаем коммерческому кино. Но важно понимать, что деньги, которые идут в том числе на авторское кино, берутся от других фильмов, и зрелище финансирует искусство, а не наоборот», – замечает исполнительный директор Федерального социального фонда поддержки кино Сергей Толстиков.

Среди приоритетов будущего – расширение системы профессиональной подготовки режиссеров, сценаристов, продюсеров. Например, создание научно-образовательных центров не только на базе ВГИКа и Петербургского государственного университета кино и телевидения. Приоритеты, по мнению кинематографистов, надо отдать регионам.

«У нас в стране катастрофическое положение с кадрами в кино - сценаристами, режиссерами. Это утопия, что к 2012 - 2013 году можно что-то сделать. Возникла идея, что надо пытаться готовить некую американскую историю под названием "Множество киношкол в разных университетах". Так делают во всем мире. Не могут Петербург и ВГИК обеспечить Россию профессионалами», – убежден режиссер Валерий Тодоровский.

Особая тема обсуждения – кино для детей и юношества. Фомирование их мировоззрения – одна из приоритерных задач государства.

«Сегодняшние дети другие. Они живут в мире Интернета, игры составляют большую часть их жизни. И если мы не будем в этой области конкурировать с крупнейшими производителями, то мы просто потеряем эту площадку», – отмечает Сергей Толстиков.

Подводить окончательные итоги 2010 киногода, прожитого по новой модели государственного финансирования киноиндустрии, пока рано. Час «Х» назначен президентом России на осень этого года. 

Читайте также:
В Госфильмофонде обсуждают вопросы развития киноиндустрии

 

Актуальные вопросы российского кино

Владимир Путин открыл заседание Совета по развитию российской кинематографии