24.03.2016 | 11:06

Открылась выставка "Айвазовский и великие русские маринисты"

«Айвазовский и великие русские маринисты» - экспозиция под таким названием открылась в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. Когда говорят о русской маринистике, конечно же, прежде всего, вспоминают имя Ивана Айвазовского. И немудрено, художник написал около шести тысяч морских пейзажей. Но посетители этой выставки получат возможность познакомиться также с другими выдающимися живописцами, изображавшими водную стихию и сцены морских сражений.

Основоположник русского морского пейзажа Иван Айвазовский в своих воспоминаниях признавался, что невозможно с натуры писать молнию, порыв ветра, всплеск волны. Их нужно запомнить и передать с помощью эффектов света и тени. «Кораблекрушение у Афонской горы» - одна из семи представленных на выставке работ мастера.

«Он создал свой образ моря, абсолютно свой. Это образ именно Айвазовского, море Айвазовского. Это то, что является сочиненным его личностным восприятием этого моря. Айвазовский более, чем кто-либо, знал. Он жил с морем, жил на море и в общем-то он его воспел», - отмечает Сергей Андрияка.

На выставке представлены полотна не только Айвазовского, но и тех, кто продолжал развивать морскую тему. Пейзажи и сцены знаменитых исторических событий: Крымской, Русско-турецкой, Русской-японской, Первой мировой войн. Художники, писавшие по заказу Морского министерства, были моряками и зачастую сами становились участниками и свидетелями сражений. Например, Алексей Боголюбов, который продолжил развивать морской пейзаж, но отошел от романтизма.

«1880-е годы. Именно тогда было написано полотно Алексеем Боголюбовым. Вещь называется "Прибой в Ментоне". Это время, если так широко смотреть, время импрессионизма. 1870 - 1880 годы... Во Франции уже произошли революционные, так сказать, живописные потрясения и движение вперед. Мы видим, что и русская живопись, если говорить о морском пейзаже, двигается в этом направлении», - комментирует куратор выставки Валерий Верна.

Одним из учеников Боголюбова был Леонид Блинов. На берегу Черного моря он писал первоклассные этюды, вызывавшие восхищение. А на картинах морская стихия почему-то уходила на второй план.

Когда Блинов переносил свои этюды на большие полотна, они теряли свою естественность. Искусствоведы отмечали нарочитое горение огней, декоративность Луны и сказочность звезд. 

На выставке представлены более 70 работ. В них - история жанра русской маринистики, расцвет которого пришелся на вторую половину XIX - начало ХХ века.

Новости культуры