23.03.2016 | 18:01

Владимир Спиваков представит "демоническую музыку" в ММДМ

Национальный филармонический оркестр России и его художественный руководитель и главный дирижер Владимир Спиваков представят на сцене Московского международного Дома музыки программу в рамках абонемента «Шедевры на все времена». Прозвучат «Иванова ночь на Лысой горе» М. Мусоргского в оркестровке Н. Римского-Корсакова, «Песни и пляски смерти» на стихи А. Голенищева-Кутузова в оркестровке Д. Шостаковича, а также «Волшебное озеро» А. Лядова и «Поэма экстаза» А. Скрябина.

Обращение к шедеврам русской музыки для Владимира Спивакова – не просто дань национальной музыкальной культуре, но всегда живая потребность артиста сказать свое искреннее слово на родном языке. Не случайно основанный дирижером Национальный филармонический оркестр России считает важнейшей задачей преемственность традиций трех великих русских дирижеров – Евгения Мравинского, Кирилла Кондрашина и Евгения Светланова – непревзойденных интерпретаторов отечественной классики.

Как и некогда Светланов, Владимир Спиваков не раз объединял в одной программе симфоническую картину Лядова «Волшебное озеро» и «Поэму экстаза» Скрябина. Исполняя партитуру Лядова, Спиваков – профессиональный художник – нашел удивительный фантастический колорит, приводя на память полотна импрессионистов («картинно, чисто, со звездами и таинственностью в глубине», как писал Лядов). В эпохальной «Поэме экстаза» Скрябина – также выдающегося мастера звукописи – маэстро решает еще более сложные задачи, воспроизводя «высшую грандиозность в сфере высшей утонченности», как сформулировал основную идею сам автор.

Симфоническая картина «Ночь на Лысой горе» – одно из самых любимых произведений Владимира Спивакова: «У нее существует много версий, но мне ближе оркестровая редакция Римского-Корсакова, который с большим пиететом отобрал все лучшее, что создал Мусоргский», – считает он. «Иванова ночь» – один из выдающихся образцов «демонической музыки», в которой для автора имело первостепенное значение «верное воспроизведение народной фантазии». Не уступает ей ни в остроте, ни в популярности драматический вокальный цикл «Песни и пляски смерти» на стихи Голенищева-Кутузова, где тема человеческого страдания, выраженная в музыкальных образах, обретает невиданную трагедийную силу звучания.

Солировать в цикле Мусоргского Владимир Спиваков пригласил Игоря Головатенко. Сценический дебют певца – прежде виолончелиста и талантливого дирижера – состоялся с Национальным филармоническим оркестром России в 2006 году, с тех пор он добился впечатляющих успехов в опере, получив солидные ангажементы в Италии, Франции, Германии, став солистом Большого театра и постоянным партнером НФОР.