22.03.2016 | 10:26

Ведомственные музеи "Роскосмоса" откроют двери для широкой публики

К 55-летию со дня первого полёта человека в космос госкорпорация «Роскосмос» готовит подарок широкой публике. В планах - реконструкция и организация свободного посещения ранее закрытых ведомственных музеев. Особые надежды возлагаются на возрождение павильона «Космос» на ВДНХ. Его обещают отреставрировать до 2019 года. Музейные площадки появятся и в регионах страны. 

Ведомственные музеи «Роскосмоса» большую часть времени, к сожалению, закрыты на ключ. А ведь именно здесь хранятся поистине уникальные экспонаты. Например, в Музее научно-производственного объединения имени Лавочкина есть объект, побывавший на поверхности другого небесного тела. Это капсула, в которой с Луны на Землю были доставлены 330 граммов лунного грунта.

«Вся та конструкция, которую вы видите выше приборного отсека, этот аппарат, и доставлялся на Землю», - показывает экскурсовод Музея НПО имени Лавочкина Сергей Озеринин.

Здесь можно увидеть и автоматические межпланетные станции для исследования Венеры и Марса, и первые лунные зонды, а также - гордость и украшение музея – лётный образец лунохода-3, того самого, с почтовой марки.

Но проблема в том, что попасть в подобные музеи можно только по предварительной записи в составе небольших групп. Детям же до 14 лет вход вообще закрыт. А ведь именно в детстве тайны Вселенной по-настоящему и интересны. В «Роскосмосе» решили приоткрыть эти тайны.

«У нас в федеральных центрах комплексно будет представлена космонавтика, начиная с ракетоносителей и продолжая спутниками, пилотируемыми программами и т.д. А в музеях предприятий, которые будут с некоторых пор доступны для широкой публики, будут тематические экспозиции», - пообещал статс-секретарь, первый заместитель генерального директора ОАО «Объединенная ракетно-космическая корпорация» Денис Кравченко.

Двери, в частности, распахнет такое засекреченное место, как демонстрационный зал НПО «Энергомаш» имени академика Глушко. Здесь можно увидеть ракетные двигатели, начиная с послевоенных лет, заканчивая последними разработками. Можно увидеть сердце и новейшей российской ракеты «Ангара» и узнать, что бьется оно всего 3-4 минуты – столько работают двигатели первой ступени.

«Вот до сегодняшнего дня все космонавты летали при помощи вот этого двигателя, - показывает начальник отдела научно-технической информации «НПО Энергомаш имени академика Глушко» Владимир Судаков. - А Юрий Гагарин, когда после полета посетил наше предприятие, оставил автограф, можно его посмотреть, что "как командир корабля сердечно благодарит за совершенные двигатели"».

Музей ракетно-космической корпорации «Энергия» в подмосковном Королеве. Красная ковровая дорожка ведет к объекту № 1 всей мировой космонавтики – это подлинный спускаемый аппарат, в котором летал Юрий Гагарин.

«Когда летательный аппарат при приземлении входит в плотные слои атмосферы, он очень сильно нагревается. Можно сказать, что он буквально горит. Нижняя часть аппарата утяжелена свинцом, чтобы он при падении не закручивался», - рассказывает  экскурсовод музея РКК «Энергия» имени Королева Оксана Пепелина.

Сюда же после приземления доставляют и все современные спускаемые аппараты.

В советские годы существовало ограничение по росту – не больше 170 сантиметров. Но сегодня в космос летают и «дяди Степы» под метр девяносто. И на взлете, и на посадке космонавты занимают позу эмбриона. Не очень удобно, точнее непривычно, но, в действительности, если немножко освоиться, то вполне комфортное положение.

Из всех музеев «Роскосмоса» - этот, пожалуй, самый уникальный. С одной стороны, вся история отечественной космонавтики: от первого искусственного спутника Земли до модуля орбитального комплекса «Мир». С другой, буквально в нескольких метрах отсюда, за стеной, создаются современные космические корабли, что придает совершенно особую атмосферу этому месту. Кстати, в «Роскосмосе» намерены развивать и еще одно экскурсионное направление: туры на запуски ракет с Байконура. Ближайший намечен на лето.

 Новости культуры