18.03.2016 | 23:59

В Русском музее посвятили выставку труженикам манежа

В Русском музее – цирк, да и только. В самом лучшем смысле этого слова. В Корпусе Бенуа открылась выставка, посвященная труженикам манежа: живопись, графика, скульптура, главные герои которых – клоуны, жонглеры, дрессировщики. Экспозиция по-своему уникальна –  столь масштабная картина воплощения темы цирка в русском изобразительном искусстве XIX – XXI столетий представлена впервые. 

Это, пожалуй, тот редкий случай, когда выставка произведений искусства интересна даже ребенку. Буйство красок - на холстах и в оформлении экспозиции. Цветовую гамму диктует содержание картин. Атмосфера - веселья и безудержного смеха.

Экспозиция построена по тематическому принципу: с арены цирка посетитель попадает в закулисье и начинает бродить по гримеркам жонглеров, акробатов, дрессировщиков. Клоунам посвятили целых два зала. Можно видеть, например, шляпу знаменитого Олега Попова и его самого, веселого, на плакате, а возле - Юрий Никулин: то ли улыбается, то ли грустит. Кстати, это его последний портрет.

Цирк, как, оказалось, всегда привлекал живописцев и скульпторов. На выставке в Русском музее - более 400 экспонатов. И мимо каждого сложно пройти. Например, картина Бориса Иогансона притягивает своей пестротой и небрежностью мазков, в которых пытаешься рассмотреть фигуры, угадать настроение. Масленый холст Александра Семенова рассказывает о том, как выглядело закулисье цирка начала XX века. А полотно Виктора Васнецова погружает зрителя в историю балаганной культуры Парижа XIX века.

«Здесь есть прекрасные вещи начала XX века - и Яковлев, и Шевченко, и Лебедев, много знаменитых, известных - Кустодиев здесь есть. Но есть, конечно, и много работ современных мастеров», - рассказывает заместитель директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова.

Чем ближе к современности, тем изощрённее фантазия художника. Труженики манежа предстают все больше в необычных образах. На арене или вообще во сне, как у Михаила Шемякина. И все потому, что сам цирк изменился. Искушенный зритель требует новых зрелищ.

«Раньше - вышел в широких штанах, с носом, под попу одного пнул, подпрыгнул, упал, и смешно, а сейчас в широченных штанах и ботинках больших ходят, волосы красные, но никого это не удивляет», - отмечают заслуженный артист России Юрий Гальцев и артист эстрады Юрий Михайлик.

Прибегать к хитростям приходится даже сотрудникам музея. Чтобы экспозиция получилась интересной, в центре одного зала развернули огромный шатер. В другой - принесли цирковую бутафорию. Если и это не поможет сохранить зрительский интерес, в конце длинного коридора - козырь, который точно разбудит вдруг заскучавшего посетителя - гигантский слон из ткани и пенопласта.

Новости культуры

Читайте также:

Мы вспоминаем великих циркачей минувших дней