23.03.2016 | 10:30

В Бахрушинском музее развернута выставка "Волшебник русской сцены"

Карл Вальц - в России его называли магом и волшебником, парижане же окрестили «русским Калиостро». В Бахрушинском музее открывается выставка «Волшебник русской сцены», посвященная 170-летию со дня рождения мастера. Это первая персональная экспозиция его работ за всю историю российского театра.

Сын театрального машиниста-механика - всю свою жизнь Карл Вальц посвятил сцене. Благодаря необузданной фантазии он придумывал и воплощал тысячи театральных эффектов. Так, в опере Вагнера «Полет валькирий» в Большом театре цирковые наездницы на живых лошадях уносились в облака. А сцена превращалась в фантастический сад с водопадами. 

«Волшебные превращения в сказочных балетах - это была исключительно прерогатива Карла Федоровича, потому что он обладал не только художественным талантом, он был и механиком, инженером и пиротехником, то есть универсалом, талантливым художником», - рассказывает генеральный директор Театрального музея имени Бахрушина Дмитрий Родионов.

Более двухсот опер, балетов, драматических спектаклей, оперетт, феерий оформил Карл Вальц. А еще писал либретто к балетным постановкам.

Среди подлинных фотографий, афиш, эскизов сохранилось три театральных макета, выполненных Карлом Вальцем. На выставке можно видеть макет декораций к опере «Тангейзер» Вагнера, макет декораций к опере «Евгений Онегин» Чайковского (Сцена у Лариных в саду, объяснение Татьяны и Онегина). Постановка 1889 года прошла более 200 раз в Большом театре.

По мнению исследователей, именно сотрудничество с Чайковским стало кульминацией в творчестве Вальца. Романтик по природе - он точно уловил замысел композитора, оформляя «Лебединое озеро». Музыка требовала иного сценического воплощения. Напоминание о первой постановке - две гравюры в издании «Всемирная иллюстрация», вышедшем после премьеры балета.

«В финале Вальц устраивает бурю: деревья разрушаются, падают, замок разрушается, озеро выходит из берегов, и герои исчезают в волнах этой разбушевавшейся водной стихии. Это было сделано буквально, производило впечатление на современников, все рецензии были только об этом. Чайковский был страшно доволен», - отмечает генеральный директор Театрального музея имени Бахрушина Дмитрий Родионов.

Карл Вальц - первый театральный художник, который превратил декорации в неотъемлемую часть спектакля. Его сценография обрела жизнь и движение.

Новости культуры