19.03.2016 | 18:27

Премия The Art Newspaper Russia вручена в пяти номинациях

В Москве объявлены лауреаты ежегодной премии The Art Newspaper Russia: выставки, люди, музеи. Соперниками в конкурсе были музей гениального художника-бродяги Анатолия Зверева и арт-центры современного искусства – в номинации «Музей года». Спасенная реставраторами икона, которая помнит Батыево нашествие, восстановленные древности, пережившие бомбардировку Берлина и знаменитая московская шестеренка, который вернули прежний облик – ДК имени Русакова – это «Реставрация года». Реконструкция той выставки, на которой сто лет назад прощались с футуризмом, и породившая притчи очередь к полотнам художника Серова – в номинации «Выставка года». И это только три номинации из пяти. О лауреатах – далее.

Музей года

Лучшим музеем по версии издания The Art Newspaper Russia стал Музей современного искусства «Гараж», который открылся в июне 2015-го и провел несколько крупных выставок. Голландский архитектор Рэм Колхас радикально реконструировал ресторан «Времена года» в Парке Горького. От советской пивной осталась лишь любовно отреставрированная мозаика «Осень» – образец монументальной халтуры 70-х годов прошлого века. Снаружи «Гараж» – это параллелепипед из бесцветного поликарбоната, материала инновационного, который сейчас повсеместно используют для возведения теплиц. Он хорошо пропускает свет, дешев, замечательный теплоизолятор, но через пару лет приобретает характерный желтый цвет. Так что в 2018 с «Гаражом» надо будет что-то делать.

Реставрация года

В области реставрации отметили специалистов Центра имени Грабаря, которые вернули первозданный вид иконе Богоматери Боголюбской. Одна из самых древних русских икон была создана, предположительно, в 1158 году по велению князя Андрея Боголюбского. Бесчисленные поновления и вторжения в живописный слой шаг за шагом разрушали икону. И довели ее до состояния «археологической руины». Реликвию восстанавливали пять поколений реставраторов в течение сотни лет.

Личный вклад

За личный вклад в искусство в этом году премию получила коллекционер, куратор, меценат и жена миллиардера Стелла Кесаева. Она осуществила несколько больших выставочных проектов, три года была комиссаром Российского павильона на Венецианской биеннале и сделала многое для того, чтобы поднять престиж нашего искусства на западе. Например, организовывала выставки-интервенции российских художников в залы классического европейского искусства.

Книга года

В номинации «Книга года» лучшей стала целая серия – «Очерки визуальности». По словам редактора издания Галины Ельшевской, это попытка новых способов говорения об искусстве в эпоху мультимедиальных технологий и междисциплинарных исследований. Удивительно, но в «Очерках визуальности» практически нет иллюстраций, авторы пытаются проявить визуальность через слово.

Выставка года

В номинации «Выставка года» премию The Art Newspaper ожидаемо получила выставка Валентина Серова в Третьяковской галерее – самый успешный и громкий проект последних лет. Экспозицию посетило полмиллиона человек, в январе замерзшая публика, ломая двери, штурмом брала цитадель культуры. Посетители больше пяти часов стояли в очереди, чтобы попасть на свидание с «Девочкой с персиками». Эксперты не дают однозначного ответа о причинах феномена «очереди на Серова»: то ли сыграло роль широкомасштабное освещение в СМИ, то ли тяга к искусству обостряется во время кризиса, то ли Серов – прекрасный художник.  

Новости культуры

Читайте также:

Выставка Серова в Третьяковке удостоена премии The Art Newspaper Russia