17.03.2016 | 15:50

В Музее архитектуры выставлены эскизы и фотографии столичной подземки

«Московское метро – подземный памятник архитектуры». Выставка, которая открылась в столице, показывает, как можно самое доступное было сделать самым роскошным. Ведь именно метро стало наглядным доказательством и моделью неотвратимого светлого будущего. И сегодня московская подземка - одна из главных достопримечательностей города. 

Когда молодое государство Советский Союз начало свой масштабный проект, метрополитеном мир было уже не удивить. К примеру, в Лондоне к тому времени метро уже существовало более 70 лет. Не успели стать первыми, но стремились стать лучшими.

«Советские специалисты были командированы и в Берлин, и в Лондон, и в Нью-Йорк – они изучали этот опыт, но, тем не менее, амбиция была проявлена именно в архитектурно-художественном качестве проекта», - рассказывает директор Музея архитектуры имени А.В. Щусева Ирина Коробьина.

А потому организаторы выставки поставили для себя сверхзадачу - экспозиция должна помочь Московскому метрополитену пополнить список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Вниманию публики представлены порядка 150 эскизов, фотографий, макетов из истории столичного метро.

«В течение 81 года уже, можно сказать, люди-архитекторы трудились над этими проектами, некоторые эскизы впервые сегодня будут здесь представлены», - говорит начальник Московского метрополитена Дмитрий Пегов.

От «Сокольников до Парка на метро» - гласят строки известной песни. С этой ветки метрополитена в Москве всё и начиналось. Не все станции сегодня выглядят, да и называются так же, как в тридцатые. Ныне «Кропоткинская» - в прошлом веке - «Дворец Советов». При проектировании станции архитектор Алексей Душкин ориентировался на архитектуру Древнего Египта.

«В архитектуре Древнего Египта существовали уже за тысячелетия до н.э. дворцовые храмовые комплексы, которые показывали пример освоения подземного и надземного пространства, переходы между ними и создание огромных залов под землёй, которые были достаточно репрезентативны и богато украшены. Именно к этим приёмам обращается Душкин», - делится куратор выставки, главный хранитель Музея архитектуры имени А.В. Щусева Мария Костюк.

Создаёт высокий, «парящий» потолок, прячет в капителях дополнительные источники освещения, что усиливает эффект парения. Но ориентация на Египет вызывает сложности – это же напоминает режим фараонов. Архитектору все же удалось отстоять свою точку зрения. И сегодня станция выглядит также, правда, немного ярче. Иной должна была быть станция Бауманская. Изначально - «Спартаковской».

Но строительство прервала война, после античные герои были не к месту.

«Была поставлена задача ввести победную символику, и основным тоном станции должна была стать Победа советского народа в Великой Отечественной войне, поэтому спортсмены, античные герои исчезли, появились воины-освободители, появилось панно с изображением тружеников тыла и фронта. И исчезли скульптуры, которые здесь фланкируют вход, в реальности их сейчас нет», - добавляет куратор выставки, главный хранитель Музея архитектуры имени А.В. Щусева Мария Костюк.

В 50-х, 60-х, 70-х, 80-х стилистика станций стала ближе к модернизму. Авторы использовали всё меньше декоративных, скульптурных элементов. Архитекторы шли в ногу со временем. 

Истории и современности метро посветят и курс лекций и дискуссий. В рамках выставочного проекта сотрудники Музея имени Щусева, внуки выдающихся архитекторов, историки расскажут об особенностях проектирования и строительства метро, о тенденциях и мировом опыте.

 Новости культуры

Читайте также:

16 марта 2016 года на "Худсовете". Ирина Коробьина