16.03.2016 | 10:22

Гатчинский дворец демонстрирует новую экспозицию

Юбилею Гатчинского дворца посвящается. В обители «русского Гамлета» – Павла I – открыта экспозиция под названием «В любимых царских резиденциях». Она объединила экспонаты знаменитых пригородных дворцов Петербурга и представляет самые характерные черты быта императорской семьи за пределами официальных залов. 

Тринадцать залов, около 400 предметов из личных коллекций Романовых - от Екатерины Второй до последнего российского императора. Идею этой экспозиции подсказало само развитие пригородных музеев, а точнее, закрытие на реставрацию Царскосельского Александровского дворца. Дирекция не хотела отправлять вещи на длительное хранение в фонды, попутно возник интерес у Гатчины, постоянно расширяющей экспозиционные площади и заинтересованной в показе романовских коллекций. Предметы из трех пригородных дворцов создают собирательный образ императорских резиденций. Разместились они на третьем этаже центрального корпуса Гатчинского дворца, при Павле Петровиче здесь жили его старшие сыновья.

«Не сохранилось изображений этих помещений. Как они выглядели, мы сказать не можем. На протяжении всего девятнадцатого века использовали эти комнаты как запасные. Здесь размещали гостей во время торжественных мероприятий, а уже в самом конце девятнадцатого века часть помещений отдали для Великого князя Михаила Александровича», - рассказывает старший научный сотрудник ГМЗ «Гатчина» Александра Фарафонова.

При брате Николая Второго, великом князе Михаиле Александровиче, здесь располагались жилые помещения, гимнастический зал и бильярдная комната. О более ранних этапах жизни резиденции напоминает знаменитый охотничий сервиз, ровесник Гатчинского дворца.

Специалисты называют его самым большим фарфоровым ансамблем из тех, что когда либо заказывались российским двором мастерам Мейсенской мануфактуры. При Екатерине Второй в нем насчитывалось около 2 тысяч предметов.

В начале двадцатых годов прошлого века часть предметов сервиза была реализована на распродажах конторы «Антиквариат». Такая же участь постигла и уникальные вышивки королевской мануфактуры супруги короля-солнце, украшавшие приемную Александра Третьего. Теперь коллекция разделена между Гатчиной и Музеем Виктории и Альберта в Лондоне.

Шедевр русского мебельного искусства, бюро мастера Веретенникова, впрямую говорит о главной идее экспозиции - на изображениях - любимые резиденции Павла Петровича - Гатчина и Павловск.

Обывательское представление сводится к тому, что в загородных резиденциях Романовы исключительно отдыхали, охотились и растили детей.

На самом деле Александр Третий, превративший Гатчину в неофициальную столицу империи, ежедневно много работал в своем дворцовом кабинете, разбирая документы до двух часов ночи.

Портретный ряд экспозиции объясняет, как на протяжении столетий менялись пристрастия Романовым к разным резиденциям. Так, на переезд Николая Первого в Гатчину в значительной мере повлияла смерть в Царском Селе любимой дочери Александры. Семейные трагедии и праздники влекли за собой появление новых дворцов. Спустя 250 лет после передачи Гатчинской мызы графу Орлову, интерьеры этого дворца сложно насытить подлинными предметами даже усилиями трех пригородных музеев.


Новости культуры