02.02.2011 | 19:43

Завершается реставрация Большого Петергофского дворца

252 квадратных метра живописного убранства и сорок квадратных метров иконостаса. Эти цифры для реставраторов говорят о многом. В частности, о той грандиозной работе, которая была проведена специалистами в знаменитом пригороде Петербурга – Петергофе. Там завершается реставрация Большого Петергофского дворца. Финальный этап – реставрация домовой церкви. Ее открытие намечено на 12 июля – день апостолов Петра и Павла. Но уже сегодня можно восхититься ее блеском и величием. Рассказывают «Новости культуры».

Видеть своими глазами роскошь петергофского барокко для наших современников – большая удача. После войны идея восстановления дворца была очевидной не для всех. Думали сделать на месте резиденции дом отдыха, а руины законсервировать. И все же историки и искусствоведы смогли дать Петергофу второе рождение. Хотя это и противоречит девятому параграфу венецианской хартии: «Реставрация должна прекращаться там, где начинается гипотеза».

«Если бы полностью погибшие пригороды Петербурга пошли по пути венецианской хартии, мы бы сейчас стояли в руинах. Но это неправильно. Восстановление Петергофа – важный идеологический проект», – считает директор музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая.

Церковь Петра и Павла – последняя ступень в более чем полувековой истории воссоздания Большого дворца. В ее сердце - алтаре - сохранилось подлинное творение Растрелли - две колонны. Реставраторы уверяют: еще немного, и кирпич эпохи Елизаветы Петровны, мог бы превратиться в пыль.

«Было выполнено закрепление кирпичной кладки, тщательно пропитано все гелем, слои штукатурки слои тоже закрепили», – рассказывает руководитель реставрации в Церковном корпусе Большого Петергофского дворца Галина Агалина.

Впрочем, после освящения церкви в июле резные алтарные врата закроют. В храме расставят сотни икон, и, хотя это часть экспозиционного пространства, там будут проводить богослужения. Как в XVIII веке, когда в любимой церкви Елизаветы Петровны играли свадьбы и крестили детей придворных и царской семьи.

«Все дети Николая Второго, кроме старшей дочери Ольги, родились в Петергофе. Вначале в этой церкви крестили девочек, потом, в 1904 году, царевича Алексея. Не прошло и десяти лет с момента крещения, как прервалась история дома Романовых», – рассказывает заведующая особой кладовой музея-заповедника «Петергоф» Нина Буланая.

Эту церковь заморские гости называли одной из самых пышных в мире: все вокруг было отделано золотом. Современные мастера пытаются воссоздать барочный интерьер по акварели художника Гау. Скульптуры ангелов вырезают из липы и золотят в мастерских, а на месте работают только с мелкими деталями. Технология полировки не изменилась с XVIII века: через два часа после золочения поверхность разглаживают агатовыми палочками. Здесь главное – мягкость прикосновений.

Работа с позолотой и настенной живописью завершена. Осталось повесить люстру – единственный предмет, который сохранился здесь после пожара. Тогда снимут леса. Это будет означать, что реставрация Большого Петергофского дворца закончилась. Впрочем, мастерам будет чем заняться – дворцовые залы снова требуют внимания специалистов.