03.02.2011 | 10:20

Поздравления с юбилеем принимает драматург Эдуард Володарский

Сегодня поздравления с юбилеем принимает драматург Эдуард Володарский. Ему исполнилось 70 лет. На счету Володарского более 80 сценариев к самым разным фильмам. Многие из них стали классикой российского кино. Вот уже несколько десятилетий Володарский создает сюжеты, которые со временем не утрачивают актуальности. Рассказывают «Новости культуры».

 

На одну из первых картин по сценарию Эдуарда Володарского сразу повесили ярлык «антисоветчина». «Проверка на дорогах» проверку партруководства не прошла. В фильме разглядели оправдание власовцев. Предложили отмыть советских партизан – в прямом смысле: слишком уже грязными показались их воротнички. Ленту, в итоге, положили на полку. Спустя годы Володарский даже в этом смог найти плюсы.

Эдуард Володарский, сценарист, драматург: «Было очень хорошо, что ее положили на полку, то есть не стали уродовать, не стали переделывать. Герман еще успел вывезти копию со студии – украсть – вывез в багажнике. Она лежала у него дома – под кроватью».

Под кроватью картина «Проверка на дорогах» (режиссер Алексей Герман-старший) пролежала почти 15 лет. Премьера прошла только в 85-м. За то, что когда-то назвали «антисоветчиной», в 80-х Герман и Володарский получали призы, в том числе, Ленинскую премию.

А вот «Вторая попытка Виктора Крохина» свое спасительно место на полке в 70-х так и не нашла.

Эдуард Володарский: «Ее изрезали до неузнаваемости. Возил за год 14 раз из Ленинграда в Москву сдавать. Ему опять поправляли, он опять резал, опять – нет, это убрать, это переозвучить, я приезжал, писал какие-то тексты, безумные уже».

Этот кинохит Михалкова – тоже по Володарскому. Такие голливудские перестрелки, ограбление поезда, такие не наши белые пиджаки и широкополые шляпы. И тут же – безоглядная дружба – та, что дороже не то, что белогвардейского, любого золота мира.

Александр Адабашьян, драматург, художник, актер: «У Володарского свежесть восприятия того, что было, и как оно было.Героико-романтическая нота, не только о войне, но и вообще об этом прошлом, о том, что было, что нам потрогать не удалось».

Криминальные мелодрамы, психологические триллеры, социальные драмы - Володарский держит планку в любом жанре, в том числе, – сериальном – пытается делать вещи серьезные. В 2011-м зритель увидит восемь серий его «Достоевского». Они вместили 30 лет жизни великого классика – каторга, любовь, игра, смерть детей, все, что сделало из Достоевского знатока человеческой души.

Идею еще одного фильма Володарский вынашивал 30 лет. Снять кино о штрафных батальонах Великой Отечественной – не позволяли очень долго. Сценарий чиновники от культуры – не церемонясь, бросали на пол, рвали в клочья. Лишь в начале века XXI режиссер Николай Досталь все же поднял эту тему – спорную, ту, что до сих пор обходят стороной.

Николай Досталь, режиссер, народный артист России: «Когда я прочитал сценарий, даже несколько первых серий, я понял, что это то кино, которое, может быть, сделано, и нужно, чтобы оно было сделано, потому что о штрафниках у нас в большом кино мало что было известно».

Легендарный роман «Жизнь и судьба» Гроссмана именно с его – Володарского – легкой руки стал киносценарием. Экранизировать одну из самых масштабных эпопей взялся Сергей Урсуляк. А у Володарского есть один сценарий – самый дорогой для него – до зрителя пока не дошел. В 79-м он написал его вместе с Высоцким. Экранизировать пытается до сих пор: каждый раз что-то мешает. Но жизнь его научила: для каждой темы обязательно придет свое время.

Эдуард Володарский: «Кино снимается один раз»