03.02.2011 | 11:04

Педагоги опубликовали в Интернете открытое письмо

Тема новых образовательных стандартов обучения активно обсуждается в обществе. Накануне глава правительства Владимир Путин призвал Министерство образования и науки не спешить с их внедрением. Как заявил премьер-министр, вопросы такого фундаментального для страны значения должны самым широким и открытым образом обсуждаться в экспертном сообществе. В том, что думают о новых стандартах в педагогической среде, – попытались разобраться «Новости культуры».

 

Сергей Волков опубликовал в Интернете открытое письмо и попал в болевую точку: оказалось, граждане России против нового образовательного стандарта для старшеклассников.

Сергей Волков, преподаватель русского языка и литературы: «Я простыми словами задал простые вопросы, и люди, наконец-то, поняли. Этот стандарт так написан, что через него не продраться, какое-то "плетение словес"».

Он умеет читать и других учит, преподает литературу не в последней московской школе. И вот решил прочесть в новом стандарте, что там о его предмете, обнаружил - литература будет необязательной. Обязательных же предметов будет четыре - ОБЖ, физкультура, индивидуальный проект и предмет «Россия в мире» - миру пока неизвестный. 14 тысяч 761 человек удивились вместе с Волковым: почему не русский, не литература, не история, не математика? Среди подписавших обращение Волкова к президенту - Наталья Солженицына, поэты Гандлевский, Кушнир и Рубинштейн, академик Апресян. Одних докторов наук три сотни. И ректоры вузов с ними.

Виктор Садовничий, ректор Московского государственного университета: «Я отношусь к принятию стандартов «неположительно». И это мнение не только мое, а всего ректорского сообщества».

Бунтуют не только маститые профессионалы.

Сергей Волков, преподаватель русского языка и литературы: «Они вдруг поняли, что эти изменения значат сужение образовательного поля, лишения их начального капитала, надежды на место в этом мире».

Но разработчик стандартов Александр Кондаков видит за подписантами другие силы.

Александр Кондаков, научный руководитель Института стратегических исследований в образовании: «Это предметные лоббисты, которые обратились к обществу с завуалированным вопросом: где мои часы? мое содержание образования?»

Сегодня в расписании старшеклассников около двадцати предметов, Александр Кондаков предложил сократить количество предметов до 10. Зачем?

Александр Кондаков: «Что самое главное в новом стандарте? Она дает возможность ученику строить индивидуальный план».

Вот что Кондаков готов предложить гипотетическому старшекласснику, мечтающему поступить на физ-тех.

Александр Кондаков: «Словесность на интегрированном уровне, математика на базовом, алгебра и начла анализа – на профильном, обществознание на интегрированном, информатика - на профильном уровне».

Что такое базовый и профильный уровни, современная школа знает. Профиль – это гарантия поступления, база – планка, ниже которой до сих пор было падать нельзя. Теперь можно, потому что появился интегрированный уровень.

Сергей Волков: «Это нейтральное слово скрывает правду просто он недо- базовый».

Ученики московского лицея 1535 готовятся к ЕГЭ. На сегодня этот главный интерес старшеклассника в общем расписании - факультативом. Выпускники его лицея побеждают в олимпиадах и ЕГЭ сдают успешно. В этом не последняя заслуга тех, кто нужный набор предметов «упаковал» в готовый профиль. Если введут новый стандарт – начнется игра в «сделай сам». «Рисковая, но не бессмысленная», - уверен Михаил Мокринский.

Михаил Мокринский, директор лицея №1535: «Мы меняем одну систему преимуществ и недостатков на другую. Вместо высокого академического уровня знаний получаем гражданина, способного отвечать за свой выбор».

Директор Мокринский готов к переменам, но за конкретные детали и у него душа болит.

Михаил Мокринский, директор лицея №1535: «Мне больно думать, что школьник 9-го класса может не выбрать историю России».

Или не прочитать «Войну и мир», «Преступление и наказание». Не в 5 же классе этим заниматься! А что, если вся параллель выберет одного харизматичного учителя – где найти помещение на сто человек? И, главное, не обернется ли индивидуальное образовательное меню фаст-фудом? Где чизбургер ничем не полезнее гамбургера? Какой она будет, новая массовая школа с индивидуальными планами и патриотизмом - пока неизвестно. Ясно только, что столь радикально новый образовательный стандарт вызывает в обществе опасения.

Все материалы темы о новых образовательных стандартах>>>