03.02.2011 | 11:18

Королева Норвегии открыла фестиваль "Баренц-спектакль"

Королева Норвегии Сонья впервые официально открыла в среду вечером международный фестиваль культуры и современного искусства "Баренц-спектакль" в городе Киркенесе. В этом году фестивалю "Баренц-спектакль" исполняется 8 лет.  Сами организаторы называют его "культурно-политическим коктейлем с разнообразными ингредиентами: современное искусство, театр, литература, кино, музыка, семинары и конференции".  Все эти компоненты, так или иначе, связаны с актуальной проблематикой Баренцева региона и Крайнего Севера. Каждый год в мероприятиях фестиваля участвуют художники, исследователи, архитекторы, актеры, режиссеры, политики и музыканты из разных стран Европы.

Восьмой фестиваль "Баренц-спектакль" называют королевским. "Для нас большая честь, что международный фестиваль на севере Норвегии почтила своим присутствием королева Сонья. Мы рассматриваем это как признание важной роли трансграничных перспектив в сотрудничестве в сфере искусства",
- говорят организаторы фестиваля - члены творческой группы "Девушки на мосту".

В первой половине дня королева посетила Киркенесскую конференцию, которая проходит в рамках "Баренц-спектакля" и в работе которой принимают участие политики, исследователи, экономисты северных стран. Сонья не выступает и не дает интервью, журналистам разрешено лишь фотографировать королевскую особу.

"Баренц-спектакль - 2011" открылся на центральной площади Киркенеса шоу "Огненная симфония" немецкого театра "Titanic". "Индустриализация на севере символизируется механизмами и трубами, которые выпускают столбы огня, но оркестр "Titanic" превращает их в фантастические музыкальные инструменты. Это сюрреалистическое сочетание ритмов, огня и механизмов", - объясняют организаторы шоу.  Все инструменты, из которых извлекаются  громкие и не очень приятные звуки, сделаны из подручных материалов - ржавых труб, остатков металлических конструкций. Необычный концерт сопровождался яркими пиротехническими эффектами, его кульминацией стал фейерверк над главной площадью города.

Сразу после открытия зрители увидели новый музыкальный проект "Арктический счет", который был создан специально для фестиваля. Это необычное состязание объединяет спортивные и музыкальные традиции Норвегии, России и Финляндии: уникальная постановка, в которой участвуют музыканты и спортсмены.  Московский балалаечник-виртуоз Алексей Архиповский выступил вместе с русскими кулачными бойцами из города Апатиты Мурманской области. Скрипачка Рагнхиль Фуреботтен из губернии Тромс выступила с танцорами норвежского народного танца халлинг, требующего высокого акробатического мастерства. Аккордеонист Киммо Похьонен из Хельсинки - в окружении борцов из Финляндии, Норвегии и России.

Представление на ринге и сцене, где соревнуются борцы и танцоры, символизирует битву за арктические пространства.  "Мы постарались соединить некоторые стереотипы, присущие разным странам, например балалайка и кулачные бои - то, что ассоциируется с Россией в спорте и музыке. Слово "счет", которое использовано в названии этого проекта равно относится к спорту и музыке. Мы хотим показать: борьба за Арктику уже идет, счет открыт", - объяснили организаторы идею проекта.

Каждый год идейные вдохновители и главные режиссеры спектакля творческая группа "Девушки на мосту", большинство из них русские девушки, выбирают концептуальный лозунг, идею, которая просится на авансцену политической, экономической и культурной жизни Баренц-региона. В 2010 лозунгом стало предостережение "Арктика вызывает!", в нынешнем - "Внимание на карту!". "Современная карта Арктики перекраивается в результате климатических изменений, нераскрытых ресурсов в оффшорной зоне, развития глобальной логистики и новых транспортных путей.  Международное напряжение в отношении того, кто контролирует арктическое дно, растет, и возможно, Арктика - единственное место, где многие границы до сих пор условны и спорны", - объясняют организаторы.

Главная выставка, которая по давней традиции фестиваля открывается ровно в полдень, также призывает обратить внимание на карту. Норвежский художник Мортен Тровик, россиянка Ольга Киселева и итальянец Стефан Каголь создали художественные инсталляции на тему меняющихся карт/картин мира.

В дни Баренц-спектакля на одной из пешеходных улиц Киркенеса выросла пограничная зона, обозначенная 21 старым пограничным столбом, которые раньше стояли на границе между Норвегией и Россией. Все дни фестиваля граница будет пересекать центр и окрестности Киркенеса. Одновременно такие же столбы будут делить центр Осло по оси от Королевского замка к парламенту.  "Инсталляция вдохновлена пограничными зонами между государствами и национальностями, восточным и западным Берлином, экономическими зонами в Баренцевом море, бизнес- и эконом-классом, центром и периферией, нами и ними, порядком и хаосом, левым и правым, искусством и политикой", - объясняет свою идею художник Мортен Тровик.

В 2010 году все мероприятия фестиваля посетили 13,5 тысячи человек, при том, что население Киркенеса - меньше 10 тысяч. В этом году в Баренц-спектакле принимают участие представители около 20 стран. Баренц-регион (Баренцев Евро-Арктический Регион) - территории, примыкающие к Баренцеву морю, выделенные в единую территорию 11 января 1993 года с целью развития международного сотрудничества. Включает в себя губернии Норвегии, лены Швеции, провинции Финляндии и регионы России - Мурманскую, Архангельскую области, Республику Коми, Ненецкий автономный округ и Республику Карелия. Территория региона составляет 1,9 миллионов квадратных километров. Население - 6 миллионов человек.