03.02.2011 | 12:54

100 лет со дня рождения маэстро Клавдия Птицы

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося русского хорового дирижера, Клавдия Борисовича Птицы. Долгое время он возглавлял Большой хор Центрального телевидения и радиовещания. Его манера дирижирования и способ музыкальной коммуникации признаны уникальными. Ученики Птицы – а многие из них стали признанными мастерами хорового искусства – хранят самые теплые воспоминания о своем педагоге. Рассказывают «Новости культуры».

В свое время ученики Клавдия Птицы специально ходили на его концерты, чтобы посмотреть, как маэстро работает с хором. 

«Его руки, пластика выражали голос, фразу, музыку. Это не у всякого дирижера это есть», – отмечает художественный руководитель Государственного хора имени Свешникова Борис Тевлин.

Академический большой хор – руля этого коллектива Клавдий Птица стоял три десятилетия - до 1983 года. Лев Конторович, нынешний руководитель хора, в свое время учился в классе Клавдия Птицы.

«Он мог над двумя-тремя жестами работать час. Всего два жеста – и вот студент уже падал в изнеможении, но он добивался своего», – вспоминает Конторович.

«Он не говорил громко. У него даже речь была застенчивая. И повысить голоса при нем никто не мог. Однажды он мне говорит: "Почему ты со мной в малой октаве разговариваешь?". Все пять лет это было удивительное почтение», – рассказывает заведующая кафедрой дирижирования института имени Ипполитова-Иванова Ольга Карасева.

У Клавдия Птицы были свои методы, как научить студентов дирижировать сочинением и как хористам его исполнять.

«Он расставлял звуки как хрустальные рюмочки на полке», – говорит Лев Конторович.

 Клавдий Птица был первым из хоровых дирижеров, защитившим диссертацию на тему: «Очерки по технике дирижирования». Музыкальные разработки маэстро не утратили актуальности и сегодня, спустя более полувека после публикации.

«Учебный план, который сегодня действует в консерватории, конечно, с доработками, но он был сделан в 1960-е годы под руководством Птицы», – подчеркивает Борис Тевлин.

Сохранилась запись концерта, сделанная в 1983 году, за несколько дней до ухода дирижера. Предположительно это было последнее выступление маэстро. А книгу, в которой были опубликованы его рукописи, Клавдий Птица так и не увидел. Она была издана уже после его смерти. Ученики хранили эти документы много лет, а теперь сами нередко перечитывают публикацию и рекомендуют ее своим студентам.