09.03.2016 | 13:11

"Дмитрий Башкиров. Формула мастерства" - премьера документального фильма

С 14 по 17 марта в 23:00 в эфире телеканала «Россия К» – в рубрике «Свидетели времени» премьера документального фильма «Дмитрий Башкиров. Формула мастерства», в котором всемирно известный пианист и выдающийся педагог рассказывает о своей жизни и творчестве.

Дмитрий Башкиров всегда недоволен собой и всегда стремится к совершенству. На просьбу близких «работать поменьше» он справедливо отвечает: «Когда я занимаюсь, у меня такое же ощущение, какое было 30 лет назад. Отнимите у меня все это, и я сразу почувствую свой возраст». Дмитрий Башкиров – пианист редкого дарования: очень «вдумчивый», педантичный. Он выступал в лучших залах мира, ему рукоплескала придирчивая публика в самых разных странах, его яркую, темпераментную игру невозможно было забыть, после его концертов пресса буквально взрывалась восторженными рецензиями. Но у этого талантливого человека есть и другая профессиональная сторона: ему удалось стать прекрасным педагогом, уважаемым и любимым своими преданными учениками. В его жизни было много интересных встреч со знаменитыми дирижерами, композиторами, исполнителями. Об этом и многом другом Дмитрий Александрович рассказывает в документальном фильме «Дмитрий Башкиров. Формула мастерства». В фильм включены фрагменты мастер-класса, который пианист дал в стенах Московской консерватории, фотографии, многочисленные отзывы в прессе, а также архивные записи Башкирова.

Первая серия посвящена воспоминаниям о детстве, первых годах учебы, жизни в довоенном Тбилиси, первых музыкальных опытах. С бесконечным уважением Дмитрий Башкиров вспоминает своих родителей, с трепетом говорит о бабушке, которой он обязан тем, что музыка стала для него не просто профессией, но и смыслом жизни: «Она привила мне любовь к музыке, а не убила её бесконечными упражнениями». С большой благодарностью он отзывается об Анастасии Давыдовне Вирсаладзе, своём первом учителе. Именно она научила его относиться к роялю как к живому существу, чтобы тот ответил взаимностью.

Во второй серии фильма речь пойдёт о консерваторских годах Башкирова, об учёбе у Александра Борисовича Гольденвейзера, о жизни в Москве, об участии в одном из крупнейших музыкальных конкурсов – в Международном конкурсе имени Маргариты Лонг и Жака Тибо в 1955 году в Париже. На этом конкурсе он получил Гран-при из рук самой Маргариты Лонг к всеобщему недовольству публики, «болевшей» за своего соотечественника. Он вспоминает, как на следующий после окончания конкурса день во французской прессе появились гневные рецензии: «Этим поступком Маргарита Лонг нанесла пощёчину всей Франции». Победа в конкурсе оказалась очень значимой: именно после неё у Дмитрия Башкирова началась активная концертная деятельность по стране и за её пределами.

Воспоминания о гастролях, творческих поездках и рассуждения об отношениях музыканта и власти легли в основу третьей серии фильма. Поездка в составе официальной правительственной делегации в Бирму, Индию и Афганистан была одной из первых больших заграничных поездок Башкирова. Он вспоминает, насколько разношерстной была делегация: представители классической музыки, акробаты, гимнасты. Советское посольство устраивало приёмы каждый день, и все должны были на них выступать. Он рассказывает, как ему посчастливилось познакомиться со всемирно известным импресарио Солом Юроком, работавшим в своё время с Рахманиновым, Шаляпиным и другими легендарными музыкантами. Не каждому в жизни представляется такая возможность. Сол Юрок организовал Башкирову большое турне по США и Канаде в 1961 году. 20 концертов прошли в крупнейших городах и студенческих центрах от Атлантики до Тихого океана, а также в знаменитом Карнеги-холле – мечте всех музыкантов мира, где он имел грандиозный успех. На пике своей исполнительской деятельности он на 8 с половиной лет стал «невыездным», посвятив себя исключительно педагогике. Возможно, именно в тот момент он и понял, как это важно для него, потому что не перестаёт повторять: «Педагогику – мою вторую ипостась – я люблю даже больше, чем свою игру, и всегда больше радуюсь успехам моих ребят, чем моим собственным».

В заключительной, четвёртой серии фильма Дмитрий Александрович говорит о своей преподавательской деятельности в Московской консерватории, а также в Высшей школе музыки имени королевы Софии в Мадриде, где он руководит кафедрой фортепиано уже 24 года. С гордостью он отзывается о своих учениках – известных музыкантах: Николае Демиденко, Аркадии Володосе, но особенно отмечает Дмитрия Алексеева, ставшего известным пианистом, но оставшегося таким же скромным, благородным человеком, великолепным музыкантом и верным учеником. Дмитрия Башкирова считают очень строгим, даже «свирепым» профессором. Но он говорит, что таким и нужно быть, и что, если бы он относился к себе также требовательно, как к своим ученикам, то добился бы гораздо больше. Из всех его профессиональных принципов, рекомендаций и требований можно вывести формулу мастерства «по Башкирову»: «Музыка – это отражение всего мироздания, а его познать невозможно, потому что абсолютное совершенство непостижимо. Но можно научиться понимать музыкальную речь, и моя главная задача – научить учеников понимать её и правильно выражать в звуках то, что задумал композитор. И выражать точно, потому что уровень исполнительства и интерпретации складывается из мелочей. Приблизительность – самое ужасное, что может быть».

Пресс-служба телеканала "Россия К"