04.03.2016 | 10:32

В Музее имени Врубеля в Омске открылась экспозиция "Портрет жены художника"

В канун 8-го марта в Омском музее изобразительных искусств имени Врубеля состоялся праздничный вернисаж. Публике представили - «Портрет жены художника». Точнее несколько десятков портретных работ, среди которых – тёплые домашние образы соседствуют с парадными, а работы мастеров разных поколений выставлены рядом с малоизвестными полотнами.

Она была первой, кто вошёл в первую в его жизни творческую мастерскую. Отражение своей Верочки в зеркале вдохновило художника Георгия Кичигина.

«Я смотрю на каждый участок картины. Вспоминаю даже звуки, запахи, что было в тот день. Это были первые встречи. Конфетно-букетный период. И естественно интерес возникал не простой, а любовный. Всё то, что я чувствовал, в эту картину и поместилось. Все-таки портрет – это лаборатория чувств», - говорит заслуженный художник РФ Георгий Кичигин.

А этот портрет – признание в любви Ника Мамонтова – одного из основателей сибирской футуристической «Червонной тройки». Свою романтичную Ольгу непризнанный советской властью художник изобразил на фоне южного пейзажа, на котором вдруг выросла сибирская ёлочка. На обороте портрета – надпись на итальянском языке: жена Ольга, 1937-й, Чибью. Тот самый печально известный лагерный поселок, из которого вырос город Ухта.

«Я даже думаю, что в лагере он и познакомился с Ольгой. Но он не мог ее писать в ватнике. Он – романтик, мечтатель. Приземленность он не признавал. Поэтому он написал ее в таком эффектном наряде, такую счастливую», - поясняет хранитель Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля Ирина Девятьярова.

Свое счастье известный монументалист Борис Чернышов представил в этой графической работе. Образ любимой затерялся в листве и растворился в природе. Сотни образов, созданных советским скульптором Валентиной Рыбалко, - сегодня в коллекциях крупнейших музеев и украшение российских городов. Она не любила позировать. Исключение сделала лишь для супруга – художника Евсея Моисеенко. А это – муза Николая Третьякова. Историк, археолог Ирина Захарова в одной из этнографических экспедиций Академии наук СССР очаровала фотографа и художника.

«Есть эскиз к портрету графический, где мы видим уже обобщённый образ, где женщина сплетается со своей профессией. Мы видим отголоски пазырыкских древностей, которыми Третьяков был вдохновлен и написал огромный цикл», - рассказывает куратор выставки Екатерина Кудряшова.

Жёны, матери, критики, подмастерья и музы. Двадцать четыре часа в сутки. Работа не из лёгких: вдохновлять и ждать, когда и до тебя доберется кисть художника.

Новости культуры