02.03.2016 | 12:01

"Прошлое и настоящее в трёх частях" демонстрирует фотограф Хироси Сугимото

Пространство и предметы, вводящие в заблуждение - такой вот небольшой самообман предлагает посетителям Московской фотобиеннале японский художник, фотограф и архитектор Хироси Сугимото. Экспозиция «Прошлое и настоящее в трёх частях» представляет три знаменитые фотосерии – «Диорамы», «Кинотеатры» и «Морские пейзажи».

Хироси Сугимото – фотограф-метафизик. Он никогда не гнался за мгновением, случайной эмоцией и событием. Драйв жизни ему неинтересен. Автор любит созерцать. К этому призывает и своих зрителей, предлагая в качестве объекта для медитации свои фотоснимки. Работы Сугимото – философские и «вне времени». Каждая фотосерия – экзистенциальное исследование, в котором главными лейтмотивами всегда остаются темы жизни и смерти, вечности и быстротечности.

«Про него невозможно говорить словами, потому что, когда мы встречаемся с его работами, мы замолкаем, он убивает в нас слова и раздерганный ритм нашего существования, показывая нам зыбкую грань между бытием и небытием», - считает директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.

Хироси Сугимото - верный адепт минимализма и концептуализма, приверженец идей дадаистов и сюрреалистов. Волнующие его темы он исследует на протяжении десятилетий. Одной из первых серийных работ стала концептуальная «Диорама», в которой автор уже более тридцати лет пытается остановить уже остановленное время.

«Это такая концептуальная ловушка. Мой фотоаппарат способен вторично остановить время в диорамах, в которых оно уже остановлено. Я сравниваю себя с расхитителем гробниц, когда они, оказавшись в усыпальнице, сами превращались в мумии. Вот и я, когда фотографирую диораму, становлюсь частью его нереального мира», - объясняет фотограф Хироси Сугимото.

Другая известная серия Сугимото – «Морские пейзажи». Многие сравнивают их по эмоциональному воздействию и концептуальному решению с полотнами Марка Ротко. Сугимото делит снимок ровно пополам: одну часть занимает море, другую - небо. Граница между ними едва заметна. И такое решение - как одна из метафор всё той же любимой темы Сугимото – жизни и смерти.

«В этой серии совершенно не важно, какое море я показываю – Чёрное, Средиземное или Красное. Для меня главное – передать ощущение нетронутой первозданной природы. Создавая эти работы, я представляю себя первым человеком на Земле», - признается Хироси Сугимото.

Третья серия – «Кинотеатры», над которой Сугимото тоже работает более тридцати лет. Эти снимки сделаны во время кинопоказов: фотограф с появлением титров открывал затвор фотоаппарата и экспонировал кадр ровно столько, сколько продолжался фильм. Так, все образы фильма оказывались в одном кадре, и результатом такого слияния становился магический белый цвет. Это своеобразные ауры фильмов, но увидеть разницу в их свечении сможет только тот, кто настроен на созерцание.

Новости культуры