04.02.2011 | 11:08

"Белые столбы" и хорошо забытое старое кино

Организаторы фестиваля архивного кино «Белые столбы» уже пятнадцать лет держатся главного своего принципа – открывать новое в хорошо забытом старом. Минувшим днем фестиваль демонстрировал очередную коллекцию кинематографических ценностей. В рубрике «История кино» представлена одна из первых работ киностудии Госфильмофонда «Из записок тапера», в «Архивных находках» – советская кинолента 1928 года «Мой сын», а героем рубрики «Конфронтация» стал Наполеон Бонапарт во французском фильме 1935 года. Рассказывают «Новости культуры».

Только раз в год и только на этом фестивале. Для лент, созданных десятки лет назад, любое появление перед зрителем – огромный стресс. Однако в киноцентре Госфильмофонда эти пленки берегут, как зеницу ока. В киноаппаратной для них созданы все условия – поддерживается специальная температура и влажность.

Наполеон Бонапарт в этом году стал главным героем постоянной рубрики «Конфронтация». Гениальный полководец или психически больной человек? В этот день на него можно посмотреть глазами режиссеров начала ХХ века.

Главная сенсация фестиваля – фильм режиссера Евгения Червякова «Мой сын». Снятый в 1928 году, все это время он считался безвозвратно утерянным. Картину нашли буквально несколько месяцев назад в Аргентине.

«В 1920-е годы у нас был отлично развит прокат, и фильмы в большинстве своем попадали за рубеж. Вот "Мой сын" попал сначала в Германию, где пользовался огромным успехом, а оттуда – в Аргентину», – рассказывает киновед Петр Багров.

Этот просмотр называют полуподпольным: официальная премьера пройдет только через год на фестивале немого кино в Италии. До этого картину еще нужно отреставрировать. Но уже сейчас эксперты не скрывают восторга. Первую в Советском союзе экзистенциальную драму уже никто и не мечтал увидеть.

«Здесь не важна среда, здесь не важен быт, человек попадает в странное состояние (в данном случае это измена жены). Вот, он скитается по городу, думает, погружен в себя. Такое бессюжетное кино. Это предтеча того, что у нас было в конце 1960-х», – продолжает Петр Багров.

Кино в Госфильмофонде не только хранят. Специально к этому фестивалю на собственной студии сотрудники создали свой фильм «Из записок тапера». Он представляет историю нашего кинематографа – от истоков и до революции. Кадры первых картин совместили с документальной хроникой.

«Где-то десять процентов сохранилось от первых картин», – замечает научный сотрудник Госфильмофонда Наталья Яковлева.

Сюрпризов на фестивале «Белые столбы» будет еще немало. Совсем скоро покажут первый советский фильм, снятый в 3D-формате – «Земля молодости». Премьера прошла в 1941 году. Тогда стереоскопическое кино смотрели еще без специальных очков.

«Это был вот такой растровый экран. То есть через обыкновенный экран в кинотеатре натягивали проволоки, около тридцати тысяч проволок, и получалось для зрителей объемное изображение», – поясняет специалист по цифровой работе Владимир Котовский.

Эта технология советского изобретателя Семена Иванова сейчас утеряна. Организаторы этого фестиваля надеются, что небезвозвратно. Специалисты, каждый год посещающие «Белые столбы», обязательно откроют и эту тайну.

Все материалы о фестивале «Белые столбы»>>>