13.03.2016 | 14:19

Календарь. 13 марта 2016 года

В этот день, 235 лет назад, родился выдающийся немецкий архитектор Карл Фридрих Шинкель.
Он сочетал увлечение античными формами со стремлением к лаконичной монументальности. Под его руководством была значительно модернизирована планировка Берлина. Его собственные творения – Старый музей, Новая караульня и Королевский драматический театр – определили архитектурный облик прусской столицы.
Шинкель внес большой вклад в развитие местной художественной промышленности, создавая эскизы мебели и светильников, стимулируя производство декоративного литья, керамики и витражей.
Активно занимаясь реставрационными работами (в том числе надзором за достройкой Кёльнского собора), он поставил дело охраны архитектурных памятников на государственную основу.
Помимо родной Пруссии талант Шинкеля оказался востребован в России. Николай I заказал ему проект дворца в крымской Ореанде. К сожалению, грандиозное сооружение, напоминающие дворцы древней Эллады, из-за недостатка средств так и не было построено.
Однако архитектор оставил свой след в Петербурге. Решетки Аничкового моста являются копией перил его Дворцового моста в Берлине. Он так же является создателем маяка и навигационного ориентира в городе-порте Пиллау (ныне Балтийск).
Карл Фридрих Шинкель 1781 – 1841

Молодым режиссером, едва закончившим киноакадемию у Сергея Эйзенштейна, он снял дипломную работу по мотивам чеховского «Медведя». Фильм имел оглушительный успех.
Впоследствии он снимал картины на современную тему, экранизировал Лермонтова и Островского, но Чехов оставался его главной любовью.
В годы войны он снял «Свадьбу», одну из самых великолепных комедий в истории советского кино.
Трагикомичные «свадебные разборки» в семье мещан Жигаловых, совершенно в чеховском духе превратилась в подлинную энциклопедию национальных характеров.
Не менее успешной была и следующая чеховская экранизация – «Анна на шее», в которой он подтвердил свою репутацию непревзойденного мастера в создании актерских ансамблей.
Исидор Анненский родился в этот день, 110 лет назад.
Исидор Анненский 1906 – 1977

«Его работы, – писал Кшиштоф Занусси, – подобно огромной комете, светят точно так же, как тогда, когда впервые появились на небосклоне. Воспользуемся тем, что они еще с нами, тем, что память еще свежа. Потому что нескоро появятся Человек и Творчество такого масштаба».
20 лет назад ушел из жизни Кшиштоф Кесьлёвский.
Он снимал простые фильмы, через которые проступала, «светила» тайна нашего существования. Прошлое для него всегда было связано с настоящим непрерывной цепью событий. Он видел оба конца этой цепи: дотронься до одного, как дрогнет другой.
В эпоху маньеризма и тотальной иронии он не боялся показаться прямолинейным, патетичным и банальным. «Добро есть добро, даже если никто ему не служит. Зло – это зло, даже если все люди злы».
Он всегда снимал фильмы о любви, которая выживает вопреки всему, на иссохшей почве, в пустыне отчаяния. Он верил в возможность единения, которое преодолевает условности любых границ: национальных, политических и социальных.
Он оставил нам надежду, возможность вслед за героиней одного из самых чарующих фильмов «Двойная жизнь Вероники» повторить: «Я не один».
Кшиштоф Кесьлёвский 1941 – 1996