01.03.2016 | 10:50

Фестиваль архивного кино "Белые столбы" отмечает 20-летие

Фестиваль архивного кино «Белые столбы» отмечает 20-летие. Одной из главных тем юбилейного смотра стало «Кино про кино». Программа насыщена шедеврами кинематографа 20-40-х годов прошлого века. На фестивале почтут память классика советской новой волны – режиссёра Виктора Соколова, ушедшего из жизни в прошлом году. Традиционно будет представлено и немало архивных находок. 

Пять дней и более 80 фильмов. Таков масштаб XX юбилейного фестиваля архивного кино «Белые столбы». Организаторы обещают показать признанные шедевры, ленты редкие, восстановленные, а также картины, отечественному зрителю неизвестные.

«Памяти Эйзенштейна» публике представят съемки его квартиры, а также впервые – цветные кадры похорон режиссера. На фестивале состоится мировая премьера этого материала. Удивит программа крупным циклом студенческих работ будущих мэтров отечественного кинематографа. На открытии фестиваля показали одну из таких лент – «Девочка и вещи» Никиты Михалкова. Короткометражка датирована 1967 годом. Это немой этюд о маленькой девочке. Автор сценария и режиссер этой ленты Никита Михалков, вспоминая свои студенческие годы, рассказал, что приходилось вставать и в пять-шесть утра, чтобы смотреть кино.

«У нас стали фильмы ставить на 8 утра. И вот зимой встаешь в 5-6 утра, едешь на метро, чтобы посмотреть "Человек из мрамора" или Трюффо. Это место, куда мы приезжали смотреть 4 картины в день и потом ехали обратно и думали, как же это всё. Это было потрясающее время», - вспоминает кинорежиссер, народный артист РСФСР Никита Михалков.

«Белые столбы» гости фестиваля называют погружением в неизведанное, уникальным смотром. 

«Тут есть материалы, о существовании которых мы не знаем, потому что задача архива не показывать, а сохранять, - объясняет кинорежиссер, народный артист России Александр Сокуров. - Я уже говорил моим коллегам, что если бы была возможность после проведения фестиваля здесь - провести бы его сразу же - в Архангельске, в Вологде».

Не за дельное предложение – за вклад российской режиссуры в мировой кинематограф на открытии фестиваля вручили награды Александру Сокурову, а также Никите Михалкову и Марлену Хуциеву.

«Я своей жизни без "Белых столбов" не представляю. Это замечательная затея, которая случилась. Здесь так здорово, здесь ты чувствуешь, что нужен, и это - главное хранилище всего того, что нам удалось когда-то сделать. Низкий поклон Госфильмофонду», - благодарит кинорежиссер, народный артист СССР Марлен Хуциев.

«Фестиваль придумывали неспроста», – отметил один из его авторов, ректор ВГИКа Владимир Малышев. «Светлая память В.Ю. Дмитриеву. Мы с ним сначала долго об этом говорили. Коллекция огромная, самая крупнейшая коллекция в мире. А смотрят и берут 4 процента от всей коллекции, остальное всё лежит», - объяснил Владимир Малышев.

В этом году на «Белых столбах», как всегда, редкости и архивные находки, не обойдется и без мультипликации. Покажут и «Первую охоту» 1937 года, и «Золотой гребешок», созданный десятью годами позже. А также - «Сказку о глупом мышонке» признанных мэтров Михаила Цехановского и Дмитрия Шостаковича, которая, по словам худрука фестиваля Петра Багрова, была восстановлена. Это будет премьера отреставрированной ленты.

Обещают показать и ленту «Айна» - единственную прижизненную экранизацию Андрея Платонова. В программе также немало американских короткометражек. В частности, считавшихся утраченными лент с легендарными комиками немого кино.
 

Новости культуры