29.02.2016 | 11:01

Валерий Фокин отметил 70-летие

Режиссёр, педагог, художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин отметил 70-летие. С юбилеем мастера поздравил президент Владимир Путин. За Фокиным закрепилась слава новатора и разрушителя стереотипов. На его счету – десятки успешных постановок, работа в нескольких московских театрах и возрождение главной драматической сцены Петербурга. На Новой сцене Александринки он попробовал силы и в фантастике – новом для себя жанре.

В свой день рождения Валерий Фокин не только принимает подарки, но и сам дарит. Новый спектакль «Сегодня. 2016» поставлен по повести его сына Кирилла. Эта история об инопланетных существах, которые пытаются уберечь человечество от самоуничтожения.

«Благодаря техническим возможностям этой сцены возможно поставить такую фантастическую прозу, – объясняет художественный руководитель Александринского театра, народный артист России Валерий Фокин. – Смысл не в том, встречаемся ли мы с ними или нет, а просто они предлагают землянам некую альтернативу нашей жизни, хорошую альтернативу: прекращение различных войн и так далее. И вот эта ситуация смысловой провокации мне показалась очень интересной, современной». Как и все, что поставлено Фокиным, а это более 80 спектаклей: ярких, масштабных, метафоричных.

Петербургские постановки вошли в программу фестиваля, приуроченного к 70-летию художественного рукводителя Александринки. Ею Валерий Фокин руководит уже 13 лет. И любит этот театр за его особую атмосферу, историю, которая соединила режиссеров разных направлений. Созданные Фокиным здесь работы - «Ревизор», «Двойник», «Литургия Зеро», другие – все посвящены Петербургу.

«Все спектакли, сделанные здесь, несут это влияние города, – говорит Валерий Фокин. – Они связаны с городом, я познавал его в процессе этих спектаклей и жизни. Первыми моими авторами и любимыми были Гоголь и Достоевский».

Эту созвучность с внутренним миром Гоголя и Достоевского Валерий Фокин обнаружил в себе давно. Поэтому русских классиков ставит много и в Петербурге, и в Москве, и за рубежом. Подобно Родену, Фокин отсекает все лишнее, оставляя только самое главное. Евгений Миронов вспоминает, как режиссёр предложил ему сыграть Ивана Карамазова.

«И я попал в ад, – признается народный артист России Евгений Миронов. - Спектакль назывался "Карамазовы и ад", потому что все, что до этого умел, мне не пригодилось, в течение всего процесса я искал мучительно. В этом спектакле были огромные зоны молчания».

Сочетая школу Станиславского с методом Мейерхольда, Фокин дарит новую жизнь театральным традициям. Воссозданный мастером спустя сто лет мейерхольдовский «Маскарад» – не только диалог с тем давним спектаклем, но и «воспоминания будущего».

«Я сразу хочу тебе сказать спасибо за Мейерхольда, за то, что ты построил театр Мейерхольда. Слава богу, что ты попал в "Современник", где ты мог себя попробовать, где ты сразу стал лидером, и сразу актеры тебе подчинились. Была такая харизма, такое чувство лидерства, - вспоминает народная артистка России Лия Ахеджакова. – Что и молодежь, и среднее поколение, и старики моментально подпали под твое влияние и твое обаяние». 

В 2008-м Валерий Фокин получил премию «Золотая маска» – «За возрождение Александринского театра». Режиссёр признаётся: театр, как живая машина, может повернуться не в нужную тебе сторону в любой момент. И надо быть готовым ко всему – просто развиваться и двигаться дальше, ведь впереди – ещё один юбилей – 260 лет Александринке.

Новости культуры

Смотрите также:

Программа "Главная роль" с участием Валерия Фокина