29.02.2016 | 19:56

О путешествиях доктора Живаго расскажет выставка в ГМИИ

Между героем романа «Доктор Живаго» и реальным человеком – врачом, путешественником, коллекционером Алексеем Васильевичем Живаго – много общего. И, пожалуй, главное – умение запечатлеть увиденное. В Музее изобразительных искусств имени Пушкина открывается выставка «Мир впечатлений и впечатления от мира. Путешествия доктора Живаго».

Фотоархив доктора Живаго в Пушкинском музее стали разбирать только в 2012 году. И оказалось, что материал уникальный. Доктор Живаго – не литературный герой. Речь о реальном докторе Алексее Васильевиче Живаго – терапевте, который работал в Московской Голицинской больнице. Его страстью было коллекционирование и путешествия. Пушкинскому музею, где он работал ученым секретарем и лектором, доктор Живаго завещал свою египетскую коллекцию – около 500 экспонатов, а также фотоархив – более 6000 снимков из многочисленных заграничных поездок.

«Проработав 30 лет в больнице, он после революции был уволен. Пережил тяжелые времена, и тут из нашего музея к нему поступило приглашение – стать ученым секретарем. Он, естественно, согласился», – рассказала куратор выставки Елена Зиничева.

Снимки из той, дореволюционной жизни доктора. Выходец из купеческой семьи, он мог себе позволить путешествовать по миру. Объехал Европу, был в Скандинавии, на Ближнем Востоке. Из каждой поездки доктор Живаго привозил по 200-300 снимков. Например, из Египта. Так долина фараонов выглядела 100 лет назад. Каждое фото снабжено подписями. Или Париж, Зоологический сад – Живаго запечатлел экзотическое приспособление для посадки на слонов, было тогда такое развлечение. Парижские зеваки разглядывают через дырки в заборе, как строится парижская подземка. На этих кадрах мир, каким он был 100 лет назад, еще до Первой мировой, увиденный глазами русского интеллигента.

«Именно сейчас, когда мир находится в том состоянии, в котором он находится, очень интересно посмотреть, как начиналось его познание, как он объединялся, как расширялись его горизонты, не только людей, которые осмеливались путешествовать (это были далеко не все), но и людей, которые были связаны с искусством», – отметила директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.

Алексей Живаго ездил в Париж примерно в те же годы, что и Щукин с Морозовым. Так что можно сравнить картины импрессионистов, которые они привозили из Франции, и снимки, сделанные там же и тогда же доктором Живаго. Сегодня вся эта фотовыставка поместилась бы на карте памяти обычного смартфона. Но сто лет назад в распоряжении Живаго был только громоздкий стереофотоаппарат, который снимал на стеклянные пластины. Свободное место на стекле он каллиграфическим подчерком заполнял своими комментариями к снимкам. Вряд ли он тогда понимал, что по сути предвосхитил появление соцсетей, где можно выложить фотографии из путешествия и тут же прокомментировать их.  

Новости культуры