01.03.2016 | 13:30

К юбилею Ольги Яковлевой

14 марта юбилей у актрисы театра и кино Ольги Яковлевой. 13 марта на телеканале "Россия К" – документальный фильм "Тихим голосом" (15:10) и художественный фильм "Таня" (15:50).

Имя актрисы Ольги Яковлевой неразрывно связано с именем режиссера Анатолия Эфроса. Она словно стала его театральным отражением, а их творческий союз создал актрису Ольгу Яковлеву. Актрису, через которую он выразил свое трепетное и влюбленное отношение к миру. Благодаря этому сотворчеству появились спектакли, признанные сегодня классикой отечественного театра, и роли, принесшие известность и любовь зрителей. Нина из чеховской "Чайки", Арманда Бежар из булгаковского "Мольера", Лика из спектакля "Марат, Лика и Леонидик", Ирина в "Трех сестрах", Наташа в постановке "104 страницы про любовь", Джульетта, и, как считают, лучшая роль Тани в одноименной пьесе Арбузова.

Документальный фильм "Тихим голосом" (13 марта, 15:10) – это рассказ о пути актрисы, о том, почему именно Эфрос стал для нее единственным режиссером. Ольга Яковлева вспоминает, как они работали над спектаклями, рассуждает о жизни и театре. Об актрисе рассказывают Алексей Бартошевич, Марина Токарева, Виталий Вульф, Станислав Любшин. Использованы фрагменты спектаклей и кинолент с ее участием. Включены отрывки из книги Ольги Яковлевой.

"Она была не просто актрисой и любимицей Эфроса, она была выразителем интеллигенции тех лет, – вспоминал Виталий Вульф. – Ее изысканность, изящество, особая манера, особый стиль. На сцене она всегда была пленительной женщиной. Женственная, очаровательная, нежная, ни на кого не похожая". Ему вторит Алексей Бартошевич: "Роль как-то могла делаться от звуков этого волшебного, странного ни на что не похожего голоса, голоса полного души и взывающего к защите. Ее голос для меня всегда был воплощением женственности".

Разорвать творчество и жизнь Яковлевой и Эфроса так же невозможно, как оторвать от времени и истории. Вслед за ним она переходила из театра в театр и была предана своему режиссеру до конца его дней, пройдя вместе с ним через признание, травлю и унижения. Когда его не стало, Эфроса ушла сначала из театра, а потом и вовсе уехала из страны. Как сама признавалась, подальше от театра, от интриг, от врагов и друзей. Вернуть ее на сцену удалось другому известному режиссеру – Андрею Гончарову, возглавлявшему тогда театр им. Вл. Маяковского. Последние годы Ольга Яковлева работает в Московском Художественном театре им. А.П. Чехова, которым руководит Олег Табаков.

"Театр – это всего лишь работа, игра, удовольствие, профессия, – считает Ольга Яковлева. – Это то, чем ты занимаешься, а проживаешь жизнь, как каждый человек. Как складывается эта судьба и есть самое драматичное. Моя судьба сложилась в таком рабочем порядке, что я не замечала, было что-то упущено или не было. Я просто работала…"

По окончании документального фильма в 15:50 – драма Анатолия Эфроса "Таня" по одноименной пьесе Алексея Арбузова с участием Ольги Яковлевой, Валентина Гафта, Николая Волкова, Натальи Архангельской, Лии Ахеджаковой. Главная героиня ради мужа, талантливого конструктора, бросила медицинский институт, отказалась от друзей, а он полюбил другую… "Яковлева играет характер-мир – чудаческую и внутри себя совершенную систему души, замкнутую, как принято говорить, "на себя", – писали после выхода картины. – Предметом фильма становится вовсе не то, что Таня стремится найти себя, уйдя от Германа: это скорее история того, как Таня пробует уйти сама от себя, не столько даже от любви, которой одержима, сколько от собственной природы – постоянно и страдальчески капризной…".

Пресс-служба телеканала "Россия К"