24.02.2016 | 19:59

Пермский театр показал на "Золотой маске" диптих из сочинений Шостаковича

Пермский театр оперы и балета продолжает своё шествие на фестивале «Золотая маска». Из пяти спектаклей, выдвинутых на национальную театральную премию, показали уже два – первым стал «Дон Жуан» Моцарта. Затем – диптих из сочинений Дмитрия Шостаковича. Неоконченная опера-буфф «Оранго» и одноактный балет «Условно убитый». В них – память о двадцатых и тридцатых годах, в которых пафос созидания соединился с невероятным напряжением и откровенно фарсовыми ситуациями. В своём оперно-балетном спектакле Пермский театр пытается уловить стиль и дух того времени.

Теодор Курентзис снова рискнул – в один спектакль объединил оперу и балет и заново открыл Шостаковича. «Оранго» – это неоконченная опера, а точнее, только предисловие. Балет «Условно убитый» на сцене шел, но в виде музыкального ревю.

«Для меня опера или балет – нет большой разницы. В этом конкретном случае одно пересекается с другим. Можно сказать – балет, можно сказать – опера, это не так важно. Это произведение», – прокомментировал Теодор Курентзис.

Произведение идет в хронологическом порядке – сначала опера, написанная в 20-е годы. Популярная тогда евгеника и генетический эксперимент – человек-обезьяна. Затем – балет. Это уже 30-е. Приметы того времени – гулянья в парках культуры и отдыха, физкультурные парады, сдача норм ГТО. И балет, и опера, что редкость, поставлены хореографом. Алексей Мирошниченко заставил танцевать не только человека-обезьяну. У него даже хор – почти кордебалет.

Все точно по советскому сюжету – хор прославляет индустриализацию и труд, молодые – кровь с молоком – выстраиваются в пирамиды, а балерина крутит бесконечное фуэте. Это в опере. В балете досталось танцовщикам – с противогазом на сцене нелегко.

«Мы привыкали. Противогазы недостаточно хорошо оснащены, потому что они полуфабрикаты. Когда трубка находится в сумке, ты дышишь, и все стекла начинают запотевать, поэтому главное – не сбиться с марша», – призналась танцовщица Наталья де Фробервиль.

«Смех – лучшая психотерапия» – лозунг, под которым создавали этот спектакль. В нем даже брошюра ОСОАВИАХИМа – Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству – зазвучала. На злобу дня.

Костюмы и декорации по эскизам Александры Экстер переносят в эпоху авангарда. По словам Курентзиса, авангард для него – единственная хорошая вещь в СССР. И он принес удачу дирижеру. На «Золотой маске» спектакль отмечен сразу в пяти главных номинациях.

Новости культуры

Все материалы темы "Золотая маска 2016" >>