27.02.2016 | 17:32

Эрвин Олаф соединил фотографию и живопись

«Эрвин Олаф. Оммаж Луи Галле» – выставка с таким замысловатым названием открылась в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Уроженец Нидерландов, Олаф – один из самых успешных коммерческих фотографов и в то же время оригинальный и одарённый фотохудожник. Он много работал в театре, а сейчас собирается дебютировать в кино в жанре научной фантастики. Открывшаяся экспозиция представляет собой своего рода эксперимент, соединение двух искусств - фотографии и живописи.

Отправная точка выставки – картина Луи Галле «Последние почести останкам графов Эгмонта и Горна». Главные герои были обезглавлены в Брюсселе в 1568 году. На картине Галле изображены члены Брюссельской гильдии стрелков из арбалета, пришедшие отдать последние почести казненным. В небольшом зале Пушкинского музея компанию известному историческому полотну составляют 7 фотографий Эрвина Олафа. Одна из них – оммаж, то есть посвящение, картине Луи Галле – ее историческая реконструкция, запечатленная фотокамерой. Остальные – отдельные портреты героев полотна.

«Если мы рассмотрим проект Олафа и сравним его с живописью Галле, то увидим всю театральщину, всю зрелищность проекта, совершенно не историзм станет главной темой проекта Олафа, не графы с отрубленными головами, а две женские фигуры. Одна из них детская, другая женская. Это привносит некую сентиментально-чувствительную нотку и превращает разговор из героическо-патетического в такой чувственно-сентиментальный», - комментирует куратор выставки Ольга Аверьянова.

В 2012 году по просьбе дирекции замка Ван Гаасбек в Бельгии, когда-то принадлежавшего казненному графу Горну, Эрвин Олаф создал оммаж Луи Галле. Говорят, количество посетителей замка-музея после этого заметно возросло. Олаф работает исключительно с помощью цифровых технологий. В его команде – около 30 специалистов – от бутафоров и визажистов до историков костюма и осветителей. Кстати, именно в освещении – один из секретов художника. Он использует световую схему голландского натюрморта, унаследованную от старых мастеров.

«Мы имеем дело с очень хорошим современным художником, которые понимает, что он делает, у которого есть собственное лицо и возможность показать проект, который аффилирован как оммаж к произведению, которое у нас хранится. Это очень музейный подход, который, мне кажется, чреват традицией последующих шагов», - говорит директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.

Одновременно с экстравагантным оммажем Эрвин Олаф привез в Москву «Свет». Это серия фотографий, созданных в 2015 году во французском Реймсе. Он был впечатлен известняковыми каменоломнями, недавно включенными в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Уникальные природные отпечатки на стенах карьеров, следы человеческого труда, забавные рисунки, игра света и тени.

Совсем скоро «Свет» отправится в Париж, где 9 марта состоится его мировая премьера. Будут ли парижане ревновать, что не первыми увидели фотоработы Олафа, не известно. А то, что, как только Эрвин Олаф приедет в Россию, ему будет предложено пофантазировать в свойственной ему манере на тему какого-нибудь шедевра из коллекции Пушкинского, известно уже наверняка.

Новости культуры