28.02.2016 | 15:20

Календарь. 28 февраля 2016 года

В этот день, 150 лет назад, родился Вячеслав Иванович Иванов. «Вячеслав Великолепный», «маг» русского символизма, философ, филолог, непогрешимый судья поэтической эрудиции, любимый герой пародистов, издевавшихся над его архаически-возвышенным языком.
«На башне» – так называлась квартира Ивановых на седьмом этаже против Таврического сада, где каждую среду собирались все самые одаренные и примечательные люди эпохи. Иванов был непревзойденным учителем поэзии.
Символизм был для него не литературной школой, а системой мировоззрения. У него это учение приобрело наиболее связный и законченный вид.
Вячеслав Иванов 1866 – 1949

Один из самых старших в поколении создателей нового вида искусства, он пришел в кино в 27 лет. За его плечами был курс физико-математического факультета МГУ, Первая мировая война, ранение, немецкий плен, работа по специальности инженером-химиком.
В мастерской Кулешова он был поражен знаменитым экспериментом, который показывал, что отдельно взятый план может оцениваться только в контексте динамической последовательности других планов. Вскоре он стал крупнейшим теоретиком и практиком монтажа, который воспринимался им как единственное средство придания смысла изображению.
Азбукой монтажа всеми последующими поколениями режиссеров воспринимается его великая кинотрилогия – «Мать», «Конец Санкт-Петербурга», «Потомок Чингисхана».
28 февраля 1893 года родился Всеволод Пудовкин.
Среди всех классиков советского киноавангарда, пожалуй, никто не вызывает столь резких оценок. Его картины часто рассматривают только как архетипы пропагандистского искусства, подавляющие своей прямолинейностью и тяжеловесностью.
Однако будучи страстным поклонником Толстого и Станиславского, Пудовкин как никто из соратников был сосредоточен на проблеме актера в кино. Он и сам выдающимся образом сыграл у Эйзенштейна и Кулешова. Триумфом его стремления трансформировать театральную технику в кинематографическую стало исполнение главных ролей в фильме «Мать» актерами МХТ Барановской и Баталовым.
Всеволод Пудовкин 1893 – 1953

Он отметился в разных жанрах, однако ярче всего его талант проявился в музыкальной комедии. «Вальсирующая камера», для которой он создал операторскую тележку собственной конструкции, стала неотъемлемым признаком его стиля.
Но подлинную славу ему обеспечила новаторская работа с цветом. Он превратил его из модного спецэффекта в стержневой элемент действия, работающий на характеристику персонажей и создание атмосферы в кадре.
Во всех его картинах герои пребывают на грани между реальностью и фантазией. Иногда этот опыт оказывается волнующим и прекрасным, иногда – жутким и травмирующим, а чаще – и тем, и другим одновременно.
28 февраля 1903 года родился Винсенте Минелли.
Среди всех классиков «золотого века» Голливуда, пожалуй, никто не вызывает столь полярных оценок. Одни считают, что он делал кино не о людях, а «о костюмах, интерьерах, пейзажах и экипажах». Другие, в их числе Годар и Скорсезе, включают его в список своих любимых режиссеров и именуют «великим антибуржуазным сатириком».
Сам он рассматривал профессию режиссера как «нечто среднее между фокусником и соблазнителем» и пытался передать зрителям свой восторг перед магической красотой и страдание от неспособности ее контролировать.
Винсенте Минелли 1903 – 1986

28 февраля исполняется 70 лет режиссеру, актеру и педагогу, художественному руководителю и директору Александринского театра Валерию Фокину.
Валерий Фокин. Юбилей