04.02.2011 | 19:31

Исторические перформансы Марины Абрамович

Художницу Марину Абрамович относят к числу родоначальников жанра «перформанс». Она известна своими радикальными художественными акциями. Среди них - «Балканское барокко», принесшее художнице «Золотого льва» Венецианской биеннале. В сентябре в Москве пройдет ее ретроспективная выставка. А пока Марина Абрамович приехала в Москву, чтобы провести кастинг среди российских артистов, танцоров и художников – тех, кто сможет повторить ее исторические перформансы. Рассказывают «Новости культуры».

Марина Абрамович много делает для того, чтобы перформанс пережил перформансиста. Кроме своих собственных произведений, она нередко исполняет чужие: Брюса Наумана и Вито Акончи. И совершенно не против, чтобы кто-то попытался повторить ее.

Марина Абрамович, художник (Сербия –Нидерланды - США): «Перформанс - это искусство, которое работает со временем. Для него смерть художника имеет фатальный смысл. Не все коллеги со мной согласятся, но, когда другие люди исполняют мои перформансы, я не считаю это профанацией. Мне кажется, это единственный способ дать моему искусству еще немного времени».

Желающих побыть Мариной АбрАмович - полный зал. Слишком много, чтобы убедить их обнажаться, вырезать на себе звезды и лезть на стену. Это в перспективе, а пока - эксперимент небольшой. Каждому - белый халат и задание на концентрацию. 15 минут постоять в дверном проходе, через который зритель протискивается в музей. 15 минут лежать и мерно дышать под скелетом, размышляя о суете сует. 15 минут палец к пальцу сохранять контакт с партнером. Экспериментаторы под впечатлением.

Альберт Альберт, танцовщик и хореограф: «Это классный опыт для человека, который интересуется телом и тем, что внутри него».

Мария Полковникова, художник: «Мы друг друга не знаем, а нужно установить контакт и сотрудничать».

Шаши Мартынова, издатель: «Публичная медитация, занимательный вид спорта и искусства».

Марине Абрамович тоже понравилось.

Марина Абрамович: «Честно признаться, я такого не ожидала. У людей, которых я встретила сегодня, очень высокий градус присутствия: концентрация, харизма. Я проводила такой кастинг в Америке с гораздо меньшим успехом. Там даже на профессиональных актеров скорости современной жизни влияют так, что они суетливы, - быть «здесь и сейчас» им нелегко».

Если они решаться работать Мариной Абрамович, им предстоит практиковать такое стояние и лежание часами. «736 часов и тридцать минут», - так назывался перформанс, который художница исполнила в прошлом году на нью-йоркской ретроспективе своего творчества в Музее современного искусства МOMA. После этой выставки все заговорили о том, что перформанс теперь жанр академический. О ней писали, как о самой крупной в истории выставке перформанса. Но Абрамович любит бить рекорды и испытывать пределы.

Марина Абрамович: «Изначально я думала сделать московскую выставку по образцу нью-йоркской. Но в центре современного искусства «Гараж» совершенно иное пространство, пожалуй, его больше, чем в МОМА. Так что концепция меняется на глазах. Думаю, я много нового добавлю».

Ну а тем, кто прошел кастинг, легкой жизни Марина Абрамович не обещает. Грозит держать на воде и в тишине, далеко за городом. Пугает и наставляет: «Есть три вещи, которых мы избегаем: боль, страдание и смерть, - но только их переживание и способно раскрыть в нас сверхсилы».

Как слово гуру Абрамович отзовется в сердцах московских перформансистов, узнаем в сентябре.