04.02.2011 | 23:38

"Современник" покажет трагедию жизни после концлагеря

Театр «Современник» готов к очередной премьере. Завтра здесь сыграют спектакль по роману Исаака Башевиса Зингера «Враги. История любви». Постановщик – Евгений Арье, художественный руководитель израильского театра «Гешер». В своем родном театре он уже работал с этим сложным литературным материалом. Но Арье прекрасно понимал, что в Израиле и в России сценический текст публика воспринимает по-разному. Поэтому для московской премьеры инсценировка романа была серьезно переработана. Режиссер убежден, что спектакль действительно получился другим. Рассказывают «Новости культуры».

Пригласить Евгения Арье в «Современник» Галина Волчек хотела давно. Выбор остановили на романе «Враги: история любви» Исаака Башевиса Зингера – любимого обоими знаменитого еврейского писателя. Нобелевскую премию по литературе он получил в 1978 году, в том числе и за этот роман. История о том, как пытаются жить и любить люди, которые перенесли ужасы фашистских концлагерей.

«На этой теме спекулируют и, нахмурив чело, надавливают на слезные железы. Я уверен, что это нечестно и не работает. Уже надоело, сколько можно. Это обязывает тех, кто касается этой темы, находить совсем другие эмоциональные дорожки к зрителю сегодняшнему, который многими темами просто перекормлен. И это непросто», – подчеркивает режиссер Евгений Арье.

В его распоряжении оказалась блестящая актерская команда - Чулпан Хаматова и Алена Бабенко, актриса Театра Маяковского Евгения Симонова. Главная мужская роль досталась Сергею Юшкевичу. Арье знал этих актеров по ролям в кино и на сцене увидел впервые в собственном спектакле.

«Это для меня, как операция на сердце. Чуть-чуть вправо-влево, и это уже смерти подобно. Потому что, даже если ты сегодня чего-то не понимаешь, значит это придет чуть позже. Но в том, что это абсолют, никакого нет сомнения», – говорит Сергей Юшкевич. 

«Я очень хотела, чтобы наши актеры, актрисы получили такие потрясающие роли. Не так много этого встречается в современной драматургии и литературе, и мне хотелось, чтобы они прикоснулись к этому», – отмечает Галина Волчек.

Герман Бродер, бывший узник концлагеря, чудом остался в живых, но лишился очень важных внутренних основ. Зато осталось чувство вины, одиночество и неспособность найти опору после второго своего рождения. Он не может сделать выбор между двумя, а потом и тремя женщинами. Каждая из них дорога ему по-своему. Тамара – официальная жена, которую он считал погибшей. Ядвиге он обязан жизнью. Маша необходима ему, заполняет и душу, и сердце. После ужасов концлагеря главный герой просто не может больше пережить потери.

Чулпан Хаматова признается – роль еврейки-Маши, прошедшей ужасы нацистских лагерей, для нее стала логичным переходом от роли Анны Франк в спектакле «Современника».

«Главная трагедия? В невозможности выжить в мире иллюзий, в невозможности отделаться от того, что мир несовершенен, что в нем трагедии и горя больше, чем счастья и радости. Бороться с этим до последнего и в конце сломаться», – поясняет актриса.

Тему человека, пережившего ужасы холокоста и не знающего, что делать со своей жизнью дальше, Евгений Арье поднимает над конкретным временем и обстоятельствами. Ведь не важно, что именно лишило человека почвы под ногами – концлагерь или любая другая трагедия. Душевные метания не кончаются, кажется, никогда.