07.02.2011 | 10:07

Февральская революция. Или новый законопроект об образовании

Сегодня в Госдуме Комитеты по образованию и культуре проводят парламентские слушания, посвященные «Вопросам художественного образования в проекте нового федерального закона». На заседание приглашены министр культуры Александр Авдеев и ректоры творческих ВУЗов. Готовящийся «Закон об образовании» вызвал в обществе и в профессиональной среде бурю эмоций. Документ широко обсуждают и в средствах массовой информации, и в учебных заведениях – судьба последних оказалась под угрозой. Рассказывают «Новости культуры».

 

Февральская революция. Вот как называют в ГИТИСе новый законопроект об образовании. Он вступит в силу только в 2013-м, но уже сейчас вызывает у преподавателей творческих вузов немало нареканий. Согласно новому закону, ГИТИС не будет больше именоваться академией. Это как минимум.

«Что нас беспокоит, не дай Бог, если будет ущемление возможностей и прав, это скажется не только здесь, а и там», - убежден заведующий кафедрой актерского мастерства РАТИ (ГИТИС) Владимир Андреев.

В новом законе будет четко прописано: какой ВУЗ имеет право называться университетом, а какой институтом. Академий в их нынешнем виде больше не будет. По действующим правилам, ГИТИС не дотягивает до статуса университета, поскольку тут нет факультета физики, юриспруденции и так далее – то есть тут готовят специалистов узкого профиля, а,значит, это просто институт. В новом варианте закона институты не смогут готовить магистров, педагогов и заниматься научной деятельностью. А, значит, там не будет возможности получить степень магистра, и студенту придется доучиваться в другом вузе и не факт, что бесплатно.

«От нас уходят студенты, получив высшее образование, потом возвращаются, идут в аспирантуру. Это послевузовское образование. Но если мы будем приравнены к институту, эти возможности мы потеряем, мгновенно!», - говорит ректор РАТИ (ГИТИС) Карина Мелик-Пашаева.

«Мне кажется, здесь какое-то чиновничье недомыслие людей, которые никогда не были в театре, не понимают, что такое театральное образование, что они пускают это под нож. Через 10 лет взвоем, но перерыв будет», - опасается заведующий кафедрой истории театра России РАТИ (ГИТИС) Борис Любимов.

Под нож могут пойти 45 высших учебных заведений страны – именно столько творческих вузов, подконтрольных Минкульту, подпадают под действие нового законопроекта.

«Мы предлагаем ввести профильный университет. Это, наверное, дало бы возможность не только нам, но и медицинским учреждениям, потому что они тоже готовят только по одной группе – здравоохранение. Но нам говорят – нет, этого не должно быть», - отмечает ректор Российской академии музыки имени Гнесиных Галина Маяровская.

Минобразования не утвердило и два других предложения, о которых давно просили творческие вузы. Ввести второе высшее бесплатное образование для представителей некоторых творческих профессий. Например, чтобы стать дирижером, сначала нужно получить высшее музыкальное образование, а чтобы стать режиссером – необходим как минимум жизненный опыт. Известный режиссер Алексей Попогребский в кино пришел только после окончания психологического факультета, а Владимир Хотиненко по первой профессии архитектор.

«Люди теряют специально дипломы, придумывают, что они где-то работали в это время. Мне кажется, зачем нарушать закон? Просто закон должен быть умнее нас», - считает руководитель режиссерского курса РАТИ Евгений Каменькович.

Творческие конкурсы также остаются вне закона. Ректору ВГИКА каждый год приходится доказывать в Министерстве образования, что только по результатам ЕГЭ набирать, например, актеров, невозможно. Как и учить их по Болонской системе.

«Пока отстояли, что не можем мы актера разделить на бакалавра и магистра. Как? Бакалавр будет играть Колобка в сказочке, а магистр душить Дездемону в роли Отелло?», - говорит ректор ВГИКа Владимир Малышев.

В целом в творческих вузах скептически относятся к новому законопроекту, впрочем, кое-что не может не радовать ведущие вузы страны. Ассистентура-стажировка. Это новая, хорошо забытая старая, форма послевузовского образования. Она позволит творческим вузам готовить преподавателей, а, значит, сохранять традиции, наработанные десятилетиями.

Новый законопроект это только тень того айсберга, который надвигается на систему российского образования. Но есть еще и сам айсберг – подзаконные акты, о которых пока что вообще ничего не известно и не понятно, как они улучшат или ухудшат положение творческих вузов.

Все материалы темы о новых образовательных стандартах>>>