20.02.2016 | 16:01

Умер Умберто Эко

Не стало Умберто Эко. Знаменитый итальянский писатель скончался на 85-м году жизни. Впрочем, автор «Имени розы» предпочитал называть себя философом – просто потому, что такова была его профессия. Мальчику из не самой благополучной семьи, отцу которого в юности не хватало денег на покупку книг, удалось почти невозможное – сделать безупречную карьеру в академических кругах и стать звездой мирового масштаба. Оба жанра Эко соединял непринуждённо и с самоиронией истинного пьемонтца повторял: «Это миф, который распространяют издатели, будто людям нужна лёгкая литература. Люди скоро устают от простых вещей. Конечно, Платон читается медленнее, чем полицейский роман. Но это только дело привычки».

Однажды американский издатель заявил Умберто: «Вы слишком сложны для нашей аудитории, вас никто не поймет и не купит». Эко согласился на маленький гонорар, только бы издать первый роман «Имя розы» в США. Вскоре он начал получать восторженные письма даже от ковбоев со Среднего Запада. «Просто люди любят покорять сложные тексты, как вершины неприступных гор», – говорил Умберто Эко.

«Умберто Эко – это действительно редкая для ХХ века личность, потому что это личность абсолютно многосторонняя и редкая в том смысле, что это человек, который в страшный ХХ век занимался поиском гармонии, того, что является основой человеческого существования, гармонии человека с миром», – прокомментировала главный научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина, доктор искусствоведения Виктория Маркова.

Роман рождается из образа, считал Эко. Собрание книг в монастыре бенедиктинцев, где он когда-то побывал, стало прообразом таинственной библиотеки в «Имени розы». Прибор для экспериментальной демонстрации вращения Земли подтолкнул на написание «Маятника Фуко». А многолетние поиски способа определения географической долготы учеными XVII века легли в основу книги «Остров накануне».

«Вся его литература – это такая ученая литература, - отмечает литературный критик Галина Юзефович. - То есть, несмотря на то, что она увлекательна, это такой инфотейнмент, по большому счету. Там всегда очень много такого, что может пригодиться в разных областях и что действительно проводит тюнинг мозгов. Правильный гуманитарный тюнинг мозгов, который показывает, что даже скучная, унылая фактология может оказаться совершенно фантастической, захватывающей, если правильно выбрать ракурс».

Профессор Умберто Эко искал секреты внутри секретов. Его страстью были символы. Мир наполнен ими. Семиотика – наука, которой он посвятил себя всецело. Своим смелым подходом заслужил уважение ученых всего мира.

«Это не пародия на научные концепции. Это скорее некоторая специфическая игра с примерами, со стилями. Он дал оригинальную интерпретацию бартовского учения о мифологиях – то есть о том, как можно читать окружающую нас социальную действительность, видя в ней знаки на каждом шагу», – поясняет литературовед, переводчик Сергей Зенкин.

«Он как бы смотрел на настоящий итальянский язык через семиотику, поэтому всегда использовал семиотику в интерпретации настоящего времени. Он был очень разносторонний человек, поэтому писал и серьезные академические тексты, и романы, и учебники», – отмечает доктор философии Бертеле Маттео.

Великий интеллектуал XX века, он доказал, что сложное и глубокое тоже может стать популярным. Его романы – «интеллектуальные игрушки», и даже эссе возглавляют списки европейских бестселлеров. Эко всегда следовал правилу: книга не пишется с расчетом на аудиторию, ее запросы и вкусы. Книга сама создает себе читателя.
 

Новости культуры

Читайте также:

Скончался Умберто Эко

Директор Литмузея: романы Эко интересны и утонченным интеллектуалам, и обычным читателям