20.02.2016 | 19:47

В Шереметевский дворец вернулось пятьдесят исторических предметов

Путешествие из Петербурга в Москву и обратно. Пятьдесят предметов, которые хранились в подмосковной останкинской усадьбе графов Шереметевых, вернулись на свои места, в Шереметевский дворец. Правда, не на совсем – в рамках нового музейного проекта они окажутся на исторической родине, а затем будут доставлены обратно, в музейные коллекции. К приезду раритетов обновили и интерьеры. Теперь здесь всё выглядит так, как было два века назад.

Во дворце графа Шереметева впору давать балы и устраивать великосветские приемы. Еще год назад стены Белой гостиной были покрыты масляной краской, а на полу лежал синтетический ковролин. Сейчас привезенная из Останкинского дворца мебель идеально гармонирует с шелковой обивкой стен. Реставрацию петербургских интерьеров и московской мебели вели параллельно. Возвращение вещей на свои исторические места, пусть на время, а не навсегда, – это новое веяние в музейной работе.

«Это самое перспективное направление работы между музеями – обмен и творческое осмысление наработанного материала и организация выставочных проектов», – отметила заведующая Отделом хранения Шереметевского дворца Ольга Ходякова.

Итальянская скульптура XVIII века, заказанная Шереметевыми для своей великолепной белой гостиной, посуда, чудом пережившая войны и революции – все это создает аристократическую, дворцовую, а не музейно-академическую атмосферу. Главная гордость коллекции – портрет фельдмаршала Бориса Шереметева, сподвижника Петра Первого. С маршальским жезлом и на коне он принимает парад войск сразу после Полтавского сражения.

«Сейчас у меня такое чувство, что я расстаюсь с этим человеком, поскольку он эти два года вместе со мной жил. Я расстаюсь с кусочком своей жизни», – признался художник-реставратор, почетный реставратор Санкт-Петербурга Армен Газиянц.

В Этрусскую гостиную вернулась мебель, изготовленная неизвестными крепостными мастерами в помпейском стиле. Граф Димитрий Николаевич Шереметев в сороковых годах девятнадцатого века решил создать уголок античного мира в своем доме. Но после революции мебель увезли в Москву, в Музей дворянского быта. Позже она хранилась в Останкинском дворце-музее, где никогда не было отопления. Хуже всего это сказалось на обивке диванов. Сукно из тончайшей козьей шерсти превратилось в тряпку.

«Ткань была в состоянии крайне плохом. Это были сплошные дыры, сукно было очень темного цвета – наши девушки-реставраторы просто чудо сотворили», – рассказал художник-реставратор Александр Шабанов.

Эта выставка дает возможность погрузиться в атмосферу прошлых веков и почувствовать себя сопричастным жизни известных российских аристократов. Такая возможность будет у петербуржцев еще целых четыре года.

Новости культуры