21.02.2016 | 17:49

Третьяковка показывает работы мастера света и цвета Федора Рокотова

Портрет Александры Струйской кисти Фёдора Рокотова часто называют "Русской Джокондой".

Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач...

Стихи Николая Заболоцкого. Отметим ещё и эту удивительную технику, то самое леонардовское "сфумато", размытость очертаний, которая позволяет угадывать в полотнах руку и кисть Фёдора Рокотова, одного из главных портретистов екатерининской эпохи. Государственная Третьяковская галерея сформировала выставку четырёх десятков его произведений.

Представленные на выставке полотна в Третьяковке считают эталонными, по ним видно, насколько Рокотову удавалось передавать чувства тех, кого писал.

Мастера света и цвета Фёдора Рокотова специалисты называют одним из главных и самых загадочных портретистов второй половины XVIII века, его происхождение таинственно, его живопись с трудом поддается атрибуции.

Зельфира Трегулова, генеральный директор Третьяковской галереи: "Принципиальное отличие портретов Рокотова в том, что они представляют не физическую данность того или иного портретируемого лица, это - портрет души. Об этом прекрасно писал Н. Заболоцкий в своём стихотворении, посвящённом Струйской".  

Портрет Александры Струйской, жены поэта-неудачника и помещика-самодура, здесь же. Вот она "полуулыбка, полуплач, глаза, как два тумана...". Неясность, несформированность, неопределённость - для Фёдора Рокотова это было принципиальным. Он, отмечают специалисты, хотел представить человека во всей его сложности и недосказанности. Этим и опередил своё время – предвосхитил живопись века XIX.

До сегодняшнего дня сохранилось немного сведений о жизни Фёдора Рокотова, неизвестен даже точный год рождения. Появился на свет, говорят исследователи, в Подмосковье, учился, а после преподавал в Петербурге, потом уехал в Москву, выстроил на Старой Басманной усадьбу с мастерской, от которой сохранился только флигель. Там сейчас идут реставрационные работы.

За 30 "московских" лет Рокотов написал, как говорили, "всю Москву". Из под его кисти вышли целые фамильные галереи. Правда, портретисту помогали крепостные живописцы.

Не исключено, что именно крепостные написали портреты Голицыной, Куракиной, "Неизвестного генерала"… Долгое время считалось, что работы из собрания Третьяковской галереи написал Рокотов, но сейчас это опровергли.
Специалисты Третьяковки сравнивали рентгенограммы, анализировали макросъёмку портретов, и, всё изучив, сообщили:  

Наталья Преснова, куратор выставки, кандидат искусствоведения: "Это неизвестные русские художники. Т.е. по датировке эти вещи соответствуют указанному периоду творчества Рокотова, но это не он. Эти портреты не обнаруживают признаков его письма, его индивидуального почерка".

После исследований переименовали и это, некогда приписываемое Фёдору Рокотову полотно – теперь уже не "Портрет неизвестного в тёмно-зелёном кафтане", а Портрет, всё же неизвестного, но в губернском мундире. Такие после реформы Екатерины Второй носили дворяне северных русских губерний. К слову, знаменитые портреты императрицы Российской тоже кисти Рокотова не принадлежат – они были выполнены в мастерской живописца его учениками. "Но подписаны им, как автором программы, композиции этих работ. Кто знает, может, ещё существовал авторский портрет Рокотова Екатерины, но на сегодняшний день он не обнаружен", - уточняет  Наталья Преснова.

Чтобы у зрителя сложилось более глубокое представление о времени, в котором творил Фёдор Рокотов, выставку из сорока его работ и картин, некогда ему приписываемых, дополнили пейзажами художников той эпохи, а также мебелью и книгами времён мастера портрета. 

Новости культуры

Выставка произведений Фёдора Рокотова открыта в Третьяковской галерее