19.02.2016 | 10:03

Выставка произведений Фёдора Рокотова открыта в Третьяковской галерее

В Третьяковской галерее открылась выставка Фёдора Рокотова – одного из самых знаменитых и при этом самых загадочных художников века русского просвещения. Созданные им портреты украшали залы самых именитых аристократов империи. Произведения Рокотова знакомы каждому. Но его монографические выставки – большая редкость. Нынешняя – всего лишь третья. Это новый взгляд на творческое наследие великого мастера, который является итогом исследований последних 50 лет. 

Портрет Голицыной, Куракиной, неизвестного генерала. Долгое время считалось, что эти работы из собрания Третьяковской галереи написал Рокотов, но на выставке это мнение опровергли. Специалисты Третьяковки сравнивали ренгенограммы, анализировали фотомакросъёмку и, всё тщательно изучив, сообщили. 

"Это неизвестные русские художники, то есть по датировке эти вещи соответвуют указанному периоду творчества Рокотова, но это не он. Эти портреты не обнаруживают признаков его письма, его индивидуального почерка", - комментирует куратор выставки, кандидат искусствоведения Наталья Преснова.

После исследований переименовали некогда приписываемое Фёдору Рокотову полотно - теперь уже не портрет неизвестного в тёмно-зелёном кафтане, а портрет неизвестного в губернском мундире. Такие после реформы Екатерины Второй носили дворяне северных русских губерний. К слову, портреты императрицы тоже, как выяснилось, кисти Рокотова не принадлежат, а были выполнены в мастерской живописца его учениками. 

"Но подписаны им, как автором программы, композиции этих работ. Может, ещё существовал авторский портрет Рокотова Екатерины, но на сегодняшний день он не обнаружен", - говорит куратор выставки, кандидат искусствоведения Наталья Преснова. 

Мастера света и цвета Фёдора Рокотова специалисты называют одним из самых загадочных портретистов второй половины XVIII века. 

"По поводу его жизни тоже не так уж много сведений до нас дошло, неизвестен даже точный год рождения. Принципиальное отличие портретов Рокотова – это то, что они представляют не физическую данность того или иного портретируемого лица, это, наверное, портрет души. Об этом прекрасно писал Николай Заболоцкий в своём стихитворении, посвящённом Струйской", - комментирует  генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Пртрет Струйской  тоже представлен на выставке. Вот она: "полуулыбка, полуплач, глаза, как два тумана". Неясность, несформированность, неопределённость - для Фёдора Рокотова не было жёстких понятий и категорий. Он, отмечают специалисты, хотел представить человека во всей его сложности и недосказаности. Чем опередил своё время – предвосхитил то, как начали изображать человека в XIX веке. Чтобы у зрителя сложилось более глубокое представление о времени, в котором творил Фёдор Рокотов, выставку из сорока его работ дополнили пейзажами известных в те годы художников, а также мебелью и книгами времён мастера портрета. 

Новости культуры