19.02.2016 | 20:02

Совершенству в живописи посвящена экспозиция Пушкинского музея

Писатели-фантасты прошлого века пугали нас, что скоро всех заменят машины: механизмы куда совершеннее нас - их движения точнее, они не знают боли и усталости… И в каких-то сферах так и вышло. А вот возможно ли сконструировать механического художника? Вряд ли. Настоящее искусство – от Бога. Правда, в музее изобразительных искусств имени Пушкина все же решили выяснить, кто такой совершенный живописец?

«Вхождение России в европейскую семью классического искусства» – так красиво кураторы сформулировали один из главных посылов этой камерной выставки. По существу же здесь представлены гравюры, с которых ученики Императорской академии художеств в XVIII веке должны были делать копии. Это было одним из важных этапов обучения, ему отводилось два года из десяти лет. За неимением на тот момент собственных образцов, копировать предлагалось исключительно западные. Таким образом, тезис о том, что русское академическое искусство целиком и полностью выросло из европейского, находит здесь вполне конкретное подтверждение. Более того, даже в иконописном подлиннике XVII века уже встречаются зарисовки из голландского пособия для художников.

«Это абсолютно органичный проект для Пушкинского музея, для музея, куда люди приходят не только получать эмоции, но и понимать какие-то смыслы, обретать какие-то знания, в том числе, учебные. И это очень важная функция нашего музея, поскольку музей Цветаева был создан для учащихся. Поэтому эта выставка – часть нашей ментальной истории, генетической истории», – прокомментировала директор ГМИИ имени А.С. Пушкина Марина Лошак.

Выставка не случайно расположилась в Олимпийском зале слепков. Работа со скульптурой была следующим этапом после копирования гравюр. Далее следовали натурные штудии. Кстати, это часть работы Пушкинского музея – здесь всегда рады учащимся художественных школ. Но если сейчас познакомиться со всей историей искусства можно достаточно просто, то в XVIII веке это представляло серьезную проблему. Книг на русском по искусству было немного. Одну из них, и давшую название экспозиции – «Понятие о совершенном живописце», демонстрируют на выставке. Это сочинение знаменитого французского теоретика Роже де Пиля было основным учебным пособием.

«И вот там как раз рассказывалось о том, что должен делать художник, чтобы стать совершенным живописцем. А для этого он сначала должен был учиться рисовать всевозможные орнаменты, потом копировать гравюры. Но сами по себе гравюры – их же тоже нужно было сделать. И для того, чтобы выпустить оригиналы такого качества, академия должна была прожить полвека», – подчеркнула куратор выставки Марина Пожарова.

Копии с этих гравюр известных русских живописцев есть, наверное, в каждом художественном музее России. На копировании подобных антиков набивали руку и Лосенко, и Иванов, и Суриков, и Серов. Сами же оригиналы теперь бережно хранятся в Пушкинском музее – как эталонные образцы, с которых когда-то начиналось русское академическое искусство.

Новости культуры