18.02.2016 | 11:25

Ирина Затуловская предлагает свое прочтение истории русского искусства

«Обратная перспектива» - так называется спецпроект Третьяковской галереи, в рамках которого музей выставил 65 работ художницы Ирины Затуловской. Эта выставка – её собственный вариант почтения истории русского искусства. В экспозиции - созданные ею портреты русских художников – от Андрея Рублёва до Казимира Малевича.

Ирина Затуловская определяет жанр, в котором работает, как русское arte povera (в переводе с итальянского - «бедное искусство»). Он появился в Италии в начале 60-х. Таким образом, художники боролись с коммерциализацией искусства, представлением о нем как об объекте коллекционирования. В качестве материала Затуловская использует самые банальные вещи: куски гофрированного железа, фрагменты старой мебели, музыкальные инструменты – в общем, все, что под руку подвернется. 

«Я пишу очень давно на железе и на дереве, мне кажется, что твердая поверхность очень интересна. Не холст, который вибрирует, а именно твердая поверхность, как часть стены. Но поскольку стены нет для фрески, то приходится писать фрески очень маленькие - на камнях и на каких-то твердых поверхностях: железо, дерево», - рассказывает художник Ирина Затуловская.
 
Экспозиция представляет собой галерею портретных образов самых любимых художников Ирины Затуловской. Здесь есть и Джотто, и Андрей Рублев, и Марк Шагал, и Василий Суриков, и Казимир Малевич. Всего 35 портретов. Автор подчеркивает, что это не самые значимые, а именно самые любимые художники. Портреты развешаны на специальных выгородках. Если смотреть сбоку, видно, что они расходятся по принципу обратной перспективы, применяемой в иконописи. Таким образом, подчеркивается основная идея экспозиции – непрерывность развития искусства. 

«Фаюмские портреты, потом античность, Византия, древнерусское искусство, XVIII-XIX века. И авангард, и наша современность. Для меня важно то, что это совершенно прямая линия», - говорит Ирина Затуловская.

Экспозицию можно разгадывать, как кроссворд. Каждый портрет Затуловская снабдила подсказками – небольшими картинами, намекающими на что-то из жизни и творчества художника. К примеру, старообрядческие четки – отсылка к боярыне Морозовой Василия Сурикова. Ну, а скрипка рядом с портретом Марка Шагала говорит сама за себя.


Новости культуры