17.02.2016 | 10:42

Большой театр готовится к премьере оперы "Катерина Измайлова"

Большой театр готовится к премьере оперы Шостаковича «Катерина Измайлова». Первая версия - «Леди Макбет Мценского уезда» - была поставлена в 1935 году. Спектакль прошел всего восемь раз, и его сняли после разгромной рецензии в газете «Правда». Вторая редакция, названная уже «Катерина Измайлова», не только вернулась в Москву, но и с триумфом прошла на сценах зарубежных театров. Премьера спектакля  в Большом назначена на 18 февраля.

«Катерина Измайлова» возвращается на Историческую сцену Большого. Туган Сохиев и Римас Туминас пытаются разобраться с загадочной душой леди Макбет Мценского уезда, стараясь понять, кто же она – жертва обстоятельств или злодейка, способная перешагнуть через человеческую жизнь.

В Большом работают со второй редакцией, сделанной уже зрелым Шостаковичем в 1963 году. Первая была написана композитором в 26 лет. По мнению Тугана Сохиева, вторая версия более компактна и драматически выстроена.

«Последние 10-20 лет все театры мира вернулись к оригинальной редакции, потому что она была запрещена, а все запрещенное - интересно и модно, теперь хочется вернуться к более взрослому Шостаковичу», - отмечает дирижер-постановщик Туган Сохиев.

Шостакович - главный адвокат Катерины Измайловой. Самая красивая музыка, самые выразительные арии он написал именно для нее. Он словно оправдывает стремление удержать во что бы то ни стало любовь, даже если ради этого приходится убивать. Немка Надя Михаэль и Мария Лобанова пропустили эту историю через себя.

«Она, конечно, совершенно сумасшедшая женщина, но я ее понимаю, - признается приглашенная солистка оперной труппы Большого театра Мария Лобанова. - Она прекрасна, победительница до самого конца».

Римас Туминас, худрук Театра Вахтангова, оказавшись на новом для себя оперном поле, не дрогнул перед пафосом Большого, хотя был напуган, это его режиссерский дебют здесь. Долго привыкал к многомерности, ведь через него прошли не только солисты, - хор, миманс, оркестр.

«Здесь не о любви речь, а о жесткости сегодняшнего дня. Есть гротесковые моменты, искаженный рассказ о любви, это отчаяние женщины, отчаяние среды, в которую она попала», - считает режиссер постановки Римас Туминас.

Многие участники спектакля не впервые проживают страсти Мценского уезда. Марат Гали третий раз входит в эту реку. Признается - быть на сцене слабым и безвольным мужем Катерины - не очень приятно. Хотя вторая версия смягчает остроту истории.

В массовых сценах, кажется, оживают дикие, языческие страсти. Подогревает их герой Джона Дашака – Сергей. Это ради него Катерина Измайлова принимает смерть на каторге. Игра, которую затевает молодой работник из тщеславия, заканчивается трагедией.

«Последние шесть месяцев я существую в контексте материала «Леди Макбет». Пел в Лондоне и Лионе в постановке Дмитрия Чернякова. Мой герой - отрицательный персонаж, наглый, циничный, и за это он поплатится», - говорит приглашенный солист оперной труппы Большого театра Джон Дашак.

Любимое детище Шостаковича стало испытанием для своего создателя. Оперу запрещали, затем возвращали. Композитора «Катерина Измайлова» волновала невероятной силой любви, ненависти и жаждой жизни, над которой не властны человеческие законы.

Новости культуры