15.02.2016 | 20:06

Искусству плаката в немом кино посвящена выставка в Библиотеке Эйзенштейна

«Кино и магия всегда имели очень много общего», – говорил Френсис Форд Коппола. И это правда. Но не вся. У «великого немого» были незаменимые помощники – музыка и… афиши. Жанр кинематографического плаката – совершенно отдельный вид творчества. Ему и посвящена выставка в Библиотеке киноискусства имени Эйзенштейна «Искусство плаката в немом синематографе». Экспозиция стала центром специальной программы, подготовленной к стартовавшему в России Году кино.

Круг художников, работавших в те годы в кино, был ограничен. Школой кадров стало Строгановское училище. Именно его выпускники стояли у истоков создания жанра рекламного плаката. На выставке – уникальные афиши с 1917 по 1935 год.

«Плакаты очень редкие, представляют картину кино того времени. Начало немого кино и начало звукового кино. Не только русское кино, это и зарубежные фильмы, которые были в советском прокате в те годы», – рассказала директор Библиотеки киноискусства имени С.М. Эйзенштейна Екатерина Хохлова.

Некоторые фильмы, к которым создавались плакаты, не сохранились. К примеру, «Теплая компания» – своеобразный предшественник «Республики ШКИД». Киноафиши печатались преимущественно литографским способом. Однако плакаты – это не только произведения графического искусства, но и исторический артефакт.

Каждый плакат имеет свою историю: фильм «Проходящие тени» – кино французское, а вот главный актер Иван Мозжухин – звезда немого кино дореволюционной России, в 20-е годы он эмигрировал и стал работать на студии «Альбатрос», именно он принес известность этому фильму.

На художников того времени большое влияние оказывали идеи авангарда и советского конструктивизма. Создавая плакаты, графики играли со шрифтами, любили фотомонтаж, использовали сложные композиции – как, к примеру, при создании плаката к фильму Ивана Пырьева «Конвейер смерти». Молодые художники, как и молодые режиссеры, искали новые решения.

«Если брать дореволюционный период, до 1917 года, то рейтинг киношных афиш и плакатов был достаточно низким. Все изменилось где-то в 20-е годы с появлением "Совкино". Художники того времени старались все так преподнести, чтобы было ярко, насыщенно, позитивно», – отметил эксперт антикварной книжной торговли Сергей Бардин.

И как говорили художники афиш тех лет: «В нашем жанре – лишь одно правило: давать фантазии полный простор».

Новости культуры

Год российского кино - 2016>>>