07.02.2011 | 19:33

Творческое образование: старая школа или новый стандарт?

Чтобы открытий в естественнонаучной и гуманитарной сферах было больше, надо готовить плацдарм, которым является базовое образование. Ни у кого теперь нет сомнений в том, что реформирование неизбежно. Особенно, как отмечают эксперты, в реформах нуждается художественное образование. Об этом сегодня говорили на парламентских слушаниях. Думский комитет по культуре тоже подключился к работе по устранению недостатков в проекте нового «Закона об образовании». Рассказывают «Новости культуры».

Статью 131 нового закона об образовании читают сегодня ректоры творческий вузов, директора колледжей и школ искусств. От каждой формулировки зависит их будущее, и за это идет борьба.

«У меня есть ощущение, что нас слышат, но нет уверенности, что будут приняты наши формулировки», – отмечает министр культуры Александр Авдеев. Отношение к образованию в области искусства - лишь производная общего отношения к культуре, утверждает он.

«1400 тысяч детей, которые учатся в детских школах искусств, это наша надежда, наш потенциал, будущее культуры», – говорит депутат Государственной Думы, председатель Комитета Госдумы по культуре Григорий Ивлиев. 

В школах искусств работают 123 тысячи педагогов. Их зарплата составляет 5670 рублей, что на 37 рублей ниже прожиточного минимума. А вот норма часов на ставку у них выше, чем у преподавателей общеобразовательных школ. Необходимо поднимать и статус школ искусств, и статус тех, кто преподает в них. Справедливая норма часов, льготная пенсия, финансирование не муниципальное, а региональное, единый сертификат для выпускников - об этом нет ни слова в новом законе. А ведь кроме массового образования в области искусства, есть еще и элитное. 29 музыкальных, балетных, художественных школ для одаренных детей настаивают: образование, которое они дают, не дополнительное, не пред-профессиональное, а именно профессиональное.

«Звучит одна и та же формулировка: "общеобразовательная школа с дополнительным художественным образованием". Для нас это звучит оскорбительно. Мы готовим профессионалов», – подчеркивает директор Московского академического художественного лицея Российской академии художеств Александр Ястребенецкий.

Российская система вертикально интегрированного художественного образования старше Болонской конвенции. Если сдвинуть один кирпичик, все здание рухнет. Оставить все, как есть, - такое мнение на парламентских слушаньях звучит со всех сторон.

«Оставить эти учреждения культуры незыблемыми и неприкосновенными», – считает советник президента Российской Федерации по культуре Юрий Лаптев.

45 творческих вузов страны требуют ассистентатуры – стажировки, бесплатного второго высшего для режиссеров и дирижеров, а также сохранения своих названий. Ведь многие из них называются сейчас академиями, а в новом законе этого слова вовсе нет. 

Подход, показанный в статье 131 нового закона об образовании, нельзя назвать системным. Именно в этом и заключается проблема, считает министр культуры.

Зал Государственной Думы, выделенный для парламентских слушаний об образовании в сфере искусства, зиял пустыми креслами. Точка зрения деятелей культуры здесь была представлена полно, а вот депутатов было немного. Между тем, будущее отечественных творческих школ - балетной, художественной, музыкальной и театральной - зависит именно от них.

Все материалы о новых образовательных стандартах>>>