13.02.2016 | 18:30

Работы Александра Герасимова представлены на выставке в Государственном историческом музее

Выставка живописи в Историческом музее. Такое и прежде бывало здесь, у самого Кремля. Сюжеты демонстрируемых произведений, разумеется, имели отношение к истории Отечества. Нынешние тоже имеют. Потому что их автор, Александр Герасимов, – крупная фигура в истории искусства, его персонажи – крупные личности в истории страны, роль которых до сих пор обсуждается, и отношение к ним до сих пор дискутируется. Придворный живописец, протеже Ворошилова, четырежды лауреат Сталинской премии. Он верой и правдой служил властям, изгонял из Союза художников формалистов, сам обладал огромной властью и потерял ее после того, как была предпринята первая попытка десталинизации страны, 60 лет назад. Выставка приурочена к 135-летию со дня рождения художника.

В последний раз монументальная картина «Гимн октябрю» демонстрировалась в Москве на выставке к 70-летию Сталина. За это произведение его автор Александр Герасимов был удостоен сталинской премии. Портреты вождей «счастливых счастьем народа» возвели художника на вершину соцреалистического олимпа. Его картины тиражировались миллионами экземпляров, на них равнялись все остальные живописцы, сверяясь с этими полотнами, утверждали актеров на роли вождей в театрах и кино. Нынешняя экспозиция в Историческом музее выводит художника из тени Сталина – его главной модели. Здесь герой – сам Герасимов, тема – художник и время. А еще вопросы, которое время предъявляет ему. Авторы экспозиции показывают только парадную часть социалистического фасада, но оборотная сторона присутствует здесь незримо.

«Мы живем на том, что было создано нашими дедами и отцами. Наши деды и отцы защитили нас в 1941-1945 годах. Это были победы. И был космос – это тоже была победа. Мы же вспоминаем. Но его создавали советские люди, те же самые, которые подобострастно участвовали в митингах, партсобраниях, а потом совершали подвиги, а иногда писали доносы. Так что, в какой-то степени, эта выставка отражает эпоху», – считает директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин.

Александр Герасимов нечасто, но все же писал не только вождей. На выставке можно увидеть натюрморты, пейзажи. Есть картина, изображающая интерьер знаменитого собора Святой Софии в Стамбуле, где Герасимов побывал, когда этот город еще именовался Константинополем. Собственно, сама эта выставка призвана продемонстрировать публике, что был и другой Герасимов. Но вот вопрос: заигрывал ли он с властью или играл в свободного художника под занавес жизни, когда писал полотна, идущие вразрез с его ленинианой. Ответом может отчасти служить картина под названием «Колхозное поле». По словам куратора выставки Леонида Шишкина, несколько лет назад картину просветили рентгеном и выяснилось, что под верхним слоем с доярками и коровами есть еще один, более ранний слой – со Сталиным и Ворошиловым, которые прогуливаются в Кремле. Оригинал этой картины также выставлен в Историческом музее. А «Колхозное поле» решили наполовину расчистить и оставить в таком виде – со следами проступающего прошлого.

«Может, вот так он выразил свое отношение к прошлому. Когда взял и обрезал слева и справа. И записал. Может, он этим выразил свое отношение к своему прошлому? А, может, просто, поскольку он был отовсюду изгнан, у него не было большого холста, потому что тогда холсты были по разнарядке, его нельзя было купить в магазине», – размышляет коллекционер, куратор выставки Леонид Шишкин.

В конце жизни он оказался в опале. Художника сместили с поста президента Академии художеств. Рассказывают, что в последние годы жизни на вопрос: «Как дела?» Герасимов отвечал: «В забвении, как Рембрандт».

Новости культуры

Читайте также:

В Историческом музее развернута выставка работ Александра Герасимова

В Историческом музее открывается выставка Александра Герасимова