13.02.2016 | 17:45

"Фотобиеннале-2016". В Москве начался XI Международный месяц фотографии

Французский философ и фотограф Жан Бодрийяр объявил в свое время фотографию способом изгонять злых духов, как ношение масок в первобытном обществе или использование зеркал в буржуазном. Фотографию, кстати часто равняют с зеркалом, так ведь и театр – зеркало, и любое искусство. В общем, фотография – это искусство, и давно пора перестать это обсуждать, а события подобные Международному Фотобиеннале в Москве безоговорочно признавать крупными событиями в мире культуры.

Многолюдное открытие на этой неделе "Фотобиеннале-2016", действительно выглядело как ритуал по изгнанию злых духов при участии сотен медиумов, на всех этажах Мультимедиа Арт Музея. Ритуал продлится как всегда долго, самые поздние по сроку проведения выставки на "Фотобиеннале" закроются только летом. Тысячи интересующихся изучат и мир застигнутый врасплох (фраза того же Бодрийяра) и мир подвергнутый высокохудожественной обработке.

На гала-открытии главное событие – презентация фотокалендаря Пирелли. Энни Лейбовиц создала галерею портретов выдающихся женщин нашего времени. Каждый кадр – раскрывает сложный образ героини – и отсылает к истории искусства. Портрет теннисистки Сирены Уильямс напоминает античный барельеф, образцы древнеегипетского искусства и одновременно – цитирует работы русских авангардистов. Ширин Нешат заставляет вспомнить образы мастеров эпохи возрождения. Наталья Водянова – главная русская звезда за рубежом – предстает в облике рафаэлевской Мадонны.

"Уникальная история того, как Энни Лейбовиц на этом простом фоне строит пространство. Нам кажется, что Мадонна парит в облаках – вы помните эту картину? Нам кажется, что это и есть космос", – поясняет директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.

Интерес к "Фотобиеннале" всегда высокий – в этом году внимание к проекту сравнивают с ажиотажем на выставке Серова. Но отсылки к выдающему русскому живописцу не только формальные. В рамках биеннале заявлена экспозиция Вильяма Каррика "Фотографии Российской империи 1860-1870-х годов", которая напрямую соотносится с картинами передвижников. Русский фотограф шотландского происхождения не снимал коммерчески успешные студийные портреты и открытки с парадными архитектурными видами.

"Он же неслучайно учится в Академии художеств, когда там учатся наши передвижники. Это, между прочим, сходный протест против канонов академической живописи", – считает Ольга Свиблова. 

В поисках героев и натуры Вильям Каррик совершил несколько экспедиций по России. Ян Белински свои снимки тоже делает в путешествиях. Вообще-то он – финансист. Фотография – хобби. О русском критике-однофамильце швейцарец слышал. Хотел бы прочесть, но его работы в переводах как-то не попадались. И все же у Виссариона Белинского и Яна Белински – близкие взгляды на задачи искусства, соответствие действительности, верность характеру героя, критику существующих социальных реалий.

"Когда я выхожу в город с камерой, то стараюсь не попадать в очевидные места. Я направляюсь туда, где могу встретить простых людей и повседневную жизнь. Иногда я заговариваю с ними, чтобы избежать негативной реакции. Часто снимаю с большого расстояния", – рассказывает фотограф Ян Белински (Швейцария).

"Стоит присмотреться, и вы поймете: эти снимки просто не мог сделать человек", – уверяет Виталий Комар. Он с Александром Меламидом – соавторы этой фотовыставки. Но главным художником был Микки – шимпанзе из Московского цирка.

"Это было соавторство. Я наводил резкость ему всегда, но в конце концов – подбородком или носом – он сбивал эту резкость, поэтому получилась такая поэтическая туманность наподобие Клода Моне – помните у него есть серия соборов в тумане", – говорит художник, фотограф Виталий Комар.

Эта серия демонстрирует, что в искусстве четких границ между спонтанностью и осознанностью нет. Еще один повод задумать – сколько в творении от самого художника, а сколько – откуда-то свыше.

Новости культуры

Читайте также:

Все материалы темы о "Фотобиеннале-2016"