12.02.2016 | 15:45

Исполняется 135 лет со дня рождения балерины-легенды Анны Павловой

Сегодня исполняется 135 лет со дня рождения Анны Павловой – балерины-легенды и одной из величайших танцовщиц XX столетия. Впервые увидев балетный спектакль в шестилетнем возрасте, Анна Павлова твердо решила стать балериной. Она всегда была – об этом вспоминали и педагоги Императорского хореографического училища при Мариинском театре, где она училась, и, позднее, партнеры по сцене – не похожей на других балерин, отстраненной, что, однако, отнюдь не означало замкнутости и нелюдимости; погруженной в себя, стремительно переходившей от оживления и веселости к задумчивости и сосредоточенности. Даже внешне она была не похожа на балерин своего времени – хрупкая, тоненькая, воздушная, с лицом скорее выразительным и необычным, чем хорошеньким по балетным канонам. «Она обладала замечательной фигурой, созданной для танца, – писал балетный критик Сирил де Бомон. – У нее были красивые руки с тонкими пальцами; ее ноги, и в особенности подъем стопы, были великолепны. У нее было бледное, продолговатое лицо, высокий лоб, гладко причесанные черные волосы, нос с легкой горбинкой, большие глаза цвета темной, спелой вишни. Ее голова, посаженная на лебединую шею, была совершенна. Во всей ее внешности было что-то поэтическое, обращавшее на себя внимание, подчиняющее себе, в то же время беспрерывно меняющееся, точно лицо природы. Ее тело было подобно необычайно чувствительному инструменту. Оно тотчас же откликалось на зов танца, подобно камертону, который вибрирует при малейшем прикосновении».

Многие поворотные моменты биографии Анны Павловой неразрывно связаны с Санкт-Петербургом. Здесь она родилась, окончила театральное училище, на сцене Императорского Мариинского театра зажглась ее «звезда». Она ярко заявила о себе, исполнив ведущие партии классического репертуара: Аспиччию в «Дочери фараона», Китри в «Дон Кихоте», Аврору в «Спящей красавице», Медору в «Корсаре», Жизель в одноименном балете. Большое влияние на исполнительскую манеру балерины оказала совместная работа с балетмейстерами Александром Горским и особенно новатором Михаилом Фокиным. Он стремился уйти от балетных условностей, штампов и стереотипов, найти новые формы выразительности. «Я отчетливо осознал, что ставить и танцевать как раньше нельзя. Искусство, закрытое от жизни, каким был тогда балет, становится скучным и пыльным музеем», – писал в своей книге «Против течения» Фокин. Анна Павлова исполняла главные роли в его балетах «Шопениана», «Павильон Армиды», «Египетские ночи» и других. В 1907 году на благотворительном вечере в Мариинском театре Анна Павлова впервые исполнила поставленную для нее Михаилом Фокиным хореографическую миниатюру «Лебедь» (позже «Умирающий лебедь»), ставшую впоследствии одним из символов русского балета XX века. «Умирающий лебедь» Павлова включала во все свои программы, и кто бы ни были зрители – искушенные балетоманы или впервые увидевшие балет простые люди – этот номер в ее исполнении, по многочисленным воспоминаниям, всегда потрясал публику.

Сергей Дягилев решил показать новый русский балет в Европе, и в 1909 году состоялся первый триумфальный «Русский сезон» дягилевской труппы в Париже, положивший начало мировой известности Анны Павловой. Рисунок Валентина Серова – Павлова, застывшая в арабеске в балете «Сильфида» – навсегда стал эмблемой «Русских сезонов». Однако сотрудничество балерины и Дягилева было недолгим, их пути разошлись, и уже в следующем году Павлова участия не принимала. Она организовала свою собственную балетную труппу, с которой гастролировала по всему миру, добираясь до таких отдаленных уголков земного шара, где до этого, в буквальном смысле слова, никогда не ступала нога балетного артиста. Во многих странах Азии, Латинской Америки национальный балетный театр начался с гастролей Анны Павловой. Основу репертуара ее сравнительно небольшой труппы составляли одноактные балеты и концертные номера, многие из которых Павлова поставила сама.

Она скончалась 23 января 1931 года в Гааге, во время гастролей, от пневмонии. Несмотря на желание балерины вернуться на родину, урна с ее прахом находится в Лондоне. Ее последними словами были: «Приготовьте мне костюм Лебедя!»

Сегодня в 16:50 в эфире телеканала «Россия К» – программа «Больше, чем любовь. Анна Павлова». Завтра в 20:30 – проект «Большой балет».

INSTAGRAM ПРОЕКТА "БОЛЬШОЙ БАЛЕТ"

Участники "Большого балета" готовятся представить сольную программу

Андрейс Жагарс: "Для меня интересно не техническое исполнение, а потенциал танцовщиков"

Результаты четвертого тура проекта "Большой балет"

Все материалы о проекте "Большой балет"

Видео проекта "Большой балет"