10.02.2016 | 11:30

"Фотобиеннале-2016" стартовала в столице

В столице открылся 11-й фестиваль «Фотобиеннале». Его программа, как всегда разнообразна – более сорока выставок, а ещё мастер-классы, лекции и специальные события. Нынешний смотр – феноменальный по продолжительности. На радость поклонникам фотоискусства он будет длиться до сентября. Главные темы – «Япония», «Идентичность» и «Вне Москвы и Санкт-Петербурга». В центре внимания – параллельные и взаимодополняющие истории от разных фотографов.

Интерес к «Фотобиеннале» всегда высокий - в этом году внимание к проекту сравнивают с ажиотажем на выставке Серова. Но отсылки к выдающему русскому живописцу не только формальные. В рамках биеннале заявлена экспозиция Вильяма Каррика «Фотографии Российской империи 1860-х – 1870-х годов», которая напрямую соотносится с картинами передвижников. Русский фотограф шотландского происхождения не снимал коммерчески успешные студийные портреты и открытки с парадными архитектурными видами.

«Он же неслучайно учится в Академии художеств, когда там учатся наши передвижники. Это, между прочим, сходный протест против канонов академической живописи. Его интересует эти покосившиеся хаты, крестьяне, эти детишки, его интересует эта связь – чем живут люди внутри страны. И в этом смысле Каррик – это фотоавангард своего времени», - считает директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.

В поисках героев и натуры Вильям Каррик совершил несколько экспедиций по России. Ян Белински свои снимки тоже делает в путешествиях. Вообще-то он – финансист. Фотография – хобби. О русском критике-однофамильце швейцарец слышал. Хотел бы прочесть, но его работы в переводах как-то не попадались. И все же у Виссариона Белинского и Яна Белински - близкие взгляды на задачи искусства, соответствие действительности, верность характеру героя, критику существующих социальных реалий.

«Когда я выхожу в город с камерой, то стараюсь не попадать в очевидные места. Я направляюсь туда, где могу встретить простых людей и повседневную жизнь. Иногда я заговариваю с ними, чтобы избежать негативной реакции. Часто снимаю с большого расстояния», - рассказывает фотограф Ян Белински (Швейцария).

«Стоит присмотреться, и вы поймете: эти снимки просто не мог сделать человек», – уверяет Виталий Комар. Он с Александром Меламидом - соавторы этой фотовыставки. Но главным художником был Микки – шимпанзе из московского цирка.

«Это было соавторство. Я наводил резкость ему всегда, но, в конце концов, он сбивал эту резкость, поэтому получилась такая туманность, наподобие Клода Моне, помните у него есть серия соборов, которые в таком тумане», - отмечает художник, фотограф Виталий Комар.

Эта серия демонстрирует, что в искусстве четких границ между спонтанностью и осознанностью нет. Еще один повод задуматься, что в творении – от самого художника, а что – откуда-то свыше. Новости культуры

Все материалы темы о "Фотобиеннале-2016"